Порядок проведения творческого конкурса для поступающих на направление подготовки:
54.03.01 Дизайн, 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, 54.05.03 Графика (ИГД)
Очный формат проведения вступительного испытания
На предварительный просмотр представляется не менее 12-15 домашних творческих работ, по 4 работы по каждому конкурсу (рисунок, живопись, композиция). Предварительный просмотр проводится предметной экзаменационной комиссией согласно расписанию до начала вступительных испытаний. Предварительный просмотр оценивается по системе: «зачтено» и «не зачтено».
Работы предоставляются по трем направлениям – рисунок (формат А2 и больше), живопись (формат А2 и больше), композиция (формат А2, А3, А4). Рисунок – карандашные рисунки (простейшие геометрические фигуры и натюрморты из них, гипсовые рельефы, живая натура и т.д.), живопись – работы в цвете (натюрморты, пейзажи выполненные красками на водной основе), композиция – работы на свободную тему. По каждому направлению необходимо предоставить 4-5 работ.
Абитуриенты вызываются по несколько человек в аудиторию, где раскладывают свои работы. Экзаменационная комиссия оценивает уровень художественной подготовки абитуриента по представленным работам. Сотрудники приемной комиссии фиксируют все результаты. Абитуриенты собирают свои работы и ждут объявления результатов просмотра.
Экзаменационная комиссия рассматривает только оригинальные работы абитуриентов. Работы, представленные в электронном виде, не рассматриваются.
Желательно учитывать определенную культуру подачи работ. Все работы должны находиться не в тубусе, а в папке, чтобы их можно было быстро разложить на горизонтальной поверхности. Работы по живописи оформляются в паспарту, работы по композиции – на усмотрение абитуриента.
Для получения оценки «зачтено» домашние работы должны соответствовать следующим критериям: композиция; характер и пропорции изображенных объектов; объем и форма; грамотное построение перспективы; грамотная передача светотени; эстетическое впечатление; художественное впечатление. Общая оценка определяется как среднее из оценок по каждому критерию.
Результаты предварительного просмотра заносятся в протокол предварительного просмотра, которые подписываются председателем и членами предметной экзаменационной комиссии.
Абитуриенты, получившие «зачтено» на предварительном просмотре, допускаются к профессиональному вступительному испытанию, включающему три составляющих: рисунок, живопись и композиция.
На профессиональном испытании абитуриент должен иметь при себе:
- бумагу для основной работы и набросков;
- карандаши различной мягкости;
- кнопки в достаточном количестве;
- краски, кисти, губку;
- банку для воды;
- чертежные инструменты;
- канцелярский нож, ножницы;
- клей.
Профессиональное испытание состоит из трех этапов - 1. Рисунок, 2. Живопись, 3. Композиция. Каждый этап проводится в определенный расписанием день. Каждый этап оценивается в 100-балльной шкале. Общий балл профессионального испытания рассчитывается как сумма баллов этапов, отнесенная к количеству этапов.
1. РИСУНОК
Абитуриент выполняет работу на выбор – «Рисунок фигуры человека» или «Натюрморт».
«Рисунок фигуры человека»
Абитуриентам предлагается в течение 7 академических часов выполнить:
- объемно-пространственный рисунок одетой фигуры человека с натуры при искусственном освещении (6 академических часов).
Техника – карандаш. Формат А-2.
- серию набросков одетой фигуры (1 академический час).
Техника исполнения – карандаш, соус, сангина, пастель, уголь, тушь и т.д. Формат А-4.
При стобалльной оценке задания учитываются:
- компоновка фигур на плоскости бумаги;
- светотеневая проработка и передача фигуры материалов;
- точная передача пропорций и позы фигур;
- умение работать в различных техниках.
«Натюрморт»
Абитуриентам предлагается в течение 6 академических часов выполнить с натуры объемно-пространственный рисунок натюрморта (бытовые предметы и геометрические тела с драпировками) при искусственном освещении.
Техника исполнения – карандаш. Формат А-2.
При стобалльной оценке задания учитываются:
- размещение изображения постановки в предложенном формате;
- сохранение пропорций предметов натюрморта;
- учет воздушной и линейной перспективы;
- правильность построения форм и деталей объектов;
- передача объемности формы объектов, материала и фактуры, соотношение света и тени.
2. ЖИВОПИСЬ
«Натюрморт»
Абитуриентам предлагается в течение 6 академических часов выполнить натюрморт в цвете с натуры (бытовые предметы, фрукты с драпировками) при искусственном освещении.
Техника исполнения – акварель, гуашь, темпера. Формат не меньше А-2.
При стобалльной оценке задания учитываются:
- размещение изображения постановки в предложенном формате;
- правильность построения предметов постановки и их пропорциональных соотношений;
- качество подготовительного рисунка;
- качество цвето-тонального решения;
- владение приемами живописи и техника исполнения;
- детальность проработки объектов.
3. КОМПОЗИЦИЯ
Абитуриент выполняет работу на выбор – «Эскиз костюма», «Монохромная объемно-пространственная композиция», «Плоскостная хроматическая композиция», «Станковая композиция».
«Эскиз костюма»
Абитуриентам предлагается в течение 4 академических часов выполнить 2 эскиза на заданные темы.
Техника исполнения – акварель, гуашь, темпера, сангина. Формат А-2.
При стобалльной оценке задания учитываются:
- оригинальность подачи эскизов;
- гармоничность по стилевому и образному решении;
- соответствие масштаба моделей формату листа;
- передача фактуры материалов.
«Монохромная объемно-пространственная композиция»
Абитуриентам предлагается в течение 4 академических часов выполнить одну композицию из простейших геометрических тел на заданную тему.
Техника исполнения – по выбору. Формат А-2.
При стобалльной оценке задания учитываются:
- соответствие композиции заданной теме;
- качество компоновки составляющих композиции;
- светотеневое решение объемно-пространственных форм;
- достижение образности и оригинальности композиционного решения;
- целостность восприятия геометрического вида формы.
«Плоскостная хроматическая композиция»
Абитуриентам предлагается в течение 4 академических часов выполнить композицию из простейших геометрических фигур в цвете на заданную тему.
Техника исполнения – по выбору. Формат А2, А3 или А4 на выбор.
При стобалльной оценке задания учитываются:
- соответствие композиции и колористического решения заданной теме;
- присутствие цветовой гармонии;
- достижение оригинального цветового и образного решения;
- целостность восприятия композиции.
«Станковая композиция»
Абитуриентам предлагается в течение 6 академических часов выполнить две композиции: монохромная – на заданную тему; цветная – на свободную тему.
Техника свободная. Формат каждой работы А-3.
Дистанционный формат проведения вступительного испытания
Профессиональное испытание состоит из трех этапов - I. Рисунок, II. Живопись, III. Композиция. Каждый этап оценивается в 100-балльной шкале. Общий балл профессионального испытания рассчитывается как сумма баллов этапов, отнесенная к количеству этапов.
Творческое испытание - история искусства и культуры.
Форма проведения профессионального испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.
Электронное портфолио «Профессиональное испытание» — это папка в формате PowerPoint, в которой представлены работы абитуриента по рисунку, живописи и композиции:
I. Рисунок
Количество работ: 5-10.
Формат: А2 и больше.
Техника: графитный карандаш, уголь, сепия, соус;
наброски, зарисовки: мягкий графитный карандаш, сепия, однотонная пастель, уголь рисовальный, тушь (кисть, перо).
Необходимо предоставить на выбор:
- натюрморт, состоящий из геометрических фигур, предметов быта и одной, двух драпировок,
- розетки,
- барельефы,
- капитель,
- части лица человека, части тела человека,
- гипсовые головы,
- фигура человека сидящая или стоящая;
- наброски с фигуры человека в произвольной позе (10 –15 шт.).
Требования:
Рисунок должен быть выполнен в соответствии с принципами конструктивного построения простых и сложных геометрических форм изображаемых объектов.
Любой объект на рисунке, должен быть изображен с учётом линейной и воздушно-пространственной перспективы. При моделировании тоном, должно быть уделено основное внимание пространственному соподчинению форм в различных планах и ракурсах. Рисунок должен показывать ясное представление абитуриента о масштабе и пропорциях изображаемого объекта.
В рисунке должны быть видны навыки работы выбранным материалом, владение графическими приёмами светотеневого моделирования формы.
Рисунок должен быть выполнен в соответствии с законами композиции и показывать знания и навыки абитуриента в этой области.
Абитуриент должен показать понимание закономерностей взаимосвязей объемов и плоскости, соподчинения частей и целого, уметь анализировать любой пространственный объект на основе соподчинения общего и частного, видеть и изображать пластические связи объектов в пространстве.
Рисунок должен показывать, что его автор владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
II. Живопись
Количество работ: 5-7.
Формат: А2 и больше, до А1.
Техника: акварель, гуашь, акрил, темпера, масло.
Жанр:
- обязательно натюрморт, состоящий из предметов быта разной фактуры, драпировок, нескольких овощей или фруктов.
- Пейзаж,
- Портрет и др. – по желанию.
Требования:
Основные требования к живописи: композиция, построение (рисунок), работа цветом.
Абитуриент должен показать умение работать в выбранной технике. Правильность компоновки натюрморта в выбранном формате, соблюдение пропорций. Умение организовать воздушно-пространственную среду, передавать при помощи цвета и тона материальность и объем предметов натюрморта. Показать колористическое решение натюрморта и гармоничность цветовых отношений. Передать материальность изображаемых объектов, плановость в изображении пространства.
Живописные работы должны быть оформлены в паспарту шириной 3-5 см.
III. Композиция
Абитуриент выполняет работу на выбор - «Эскиз костюма», «Монохромная объемно-пространственная композиция», «Плоскостная хроматическая композиция», «Станковая композиция». В приоритете должны быть работы по композиции, соответствующие профилю, на который поступает абитуриент. Остальное – на усмотрение абитуриента.
Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.
«Эскиз костюма» (для поступающих на профиль Дизайн костюма)
Количество работ: 8-12 эскизов.
Формат: А3, прямоугольный вертикальный формат.
Техника: акварель, гуашь, акрил, темпера, пастель, смешанная техника.
Требования:
Абитуриент должен уметь изображать модель в правильных пропорциях, грамотно компоно-вать фигуру в листе. Уметь передавать цветовую гармонию и владеть графическими навыками. Важно показать умение работать в разных техниках (гуашь, температура, акварель, гелевые ручки, акварельные карандаши и др.).
Эскизы костюма должны отражать основные стили в моде, воплощать модные тенденции одежды в соответствии с трендами сезона. Приветствуется смелость и креативность, хороший вкус и фантазия.
Возможные темы: «Джинсовая фантазия», «Уикенд на природе», «Молодежный Street style», «Дизайнерское платье или платье мечты», «Спорт-шик», «Прогулка по городу» и так далее.
«Плоскостная цветная композиция» (для поступающих в Институт графического дизайна)
Количество работ: 7-10
Формат: А5, А4
Техника: аппликация, возможна гуашь, темпера (смешанная техника с применением карандашей, маркеров, линеров), графический редактор
Требования:
Композиция выполняется из простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и их составляющих. Представленные работы могут быть абстрактными, фигуративными, стилизованными, с применением шрифтов.
Композиция должна быть подчинена общим правилам компоновки, равновесия, конструктивности, обоснованности цветового решения. Необходимо образное решение работы, эксклюзивность, выразительность и современность.
Возможные темы: «Обложка компакт-диска» (любимая музыкальная группа или исполнитель, любимый кинофильм, мультфильм), «Слово – образ» (короткие слова, касающиеся времен года, природных явлений, названия городов, стран, стили музыки), «Любимое животное», «Любимый город» и так далее.
«Монохромная объемно-пространственная композиция» (для поступающих на специальность Дизайн среды, интерьера)
Количество работ: 4-5
Формат: А2
Техника: карандаш, мягкий рисовальный материал (сепия, ретушь, соус рисовальный), бумага белая или тонированная.
Требования:
Из простых геометрических форм и их элементов организовать глубинно-пространственную или объемную композицию.
Из работ должно следовать, что абитуриент владеет такими знаниями и понятиями, как симметрия, асимметрия, статика, динамика, композиционный центр, равновесие.
В работах должно быть показано конструктивное рисование элементов со сквозным построением, передачей объема, пространства, перспективы, правильное и сбалансированное использование пятна, линии, тона.
Возможные темы: «Глубинно-пространственная композиция из контрастных форм», «Ритм», «Вертикаль», «Горизонталь», «Ритмическое развитие формы» и так далее.
В крайнем случае можно включить в портфолио работы по станковой композиции.
«Станковая композиция»
Количество работ 3-5 работ в тоне и 3-5 работ в цвете.
Формат: А3
Техника: карандаш, мягкие материалы, акварель, гуашь, темпера, масло
Требования:
Под станковой композицией подразумевается выполнение эскиза будущей станковой картины, в действие которой могут быть включены одна или несколько фигур человека, животные, на фоне ландшафта или в интерьере.
Основные требования к композиции: грамотное расположение изображаемых объектов, органичное цветовое и тональное решение, передача эмоционального состояния произведения.
Абитуриент должен показать умение целостно организовать формально-композиционную и образно-пластическую структуру листа при помощи тонально-цветового пятна, ритма, фактур, текстур.
Абитуриент должен обнаружить художественное, творческое мышление, фантазию, воображение, интерес к окружающему миру и будущей профессии, обладать колористическим видением и композиционным мышлением.
Возможные темы: «Встреча», «Рынок», «Спорт», «В мастерской художника».