Порядок проведения творческого конкурса для поступающих на направление подготовки:

54.03.01 Дизайн, 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, 54.05.03 Графика (ИГД)

 

  • Очный формат
  • Дистанционный формат

     

    Очный формат проведения вступительного испытания

    На предварительный просмотр представляется не менее 12-15 домашних творческих работ, по 4 работы по каждому конкурсу (рисунок, живопись, композиция). Предварительный просмотр проводится предметной экзаменационной комиссией согласно расписанию до начала вступительных испытаний. Предварительный просмотр оценивается по системе: «зачтено» и «не зачтено».

    Работы предоставляются по трем направлениям – рисунок (формат А2 и больше), живопись (формат А2 и больше), композиция (формат А2, А3, А4). Рисунок – карандашные рисунки (простейшие геометрические фигуры и натюрморты из них, гипсовые рельефы, живая натура и т.д.), живопись – работы в цвете (натюрморты, пейзажи выполненные красками на водной основе), композиция – работы на свободную тему. По каждому направлению необходимо предоставить 4-5 работ.

    Абитуриенты вызываются по несколько человек в аудиторию, где раскладывают свои работы. Экзаменационная комиссия оценивает уровень художественной подготовки абитуриента по представленным работам. Сотрудники приемной комиссии фиксируют все результаты. Абитуриенты собирают свои работы и ждут объявления результатов просмотра.

    Экзаменационная комиссия рассматривает только оригинальные работы абитуриентов. Работы, представленные в электронном виде, не рассматриваются.

    Желательно учитывать определенную культуру подачи работ. Все работы должны находиться не в тубусе, а в папке, чтобы их можно было быстро разложить на горизонтальной поверхности. Работы по живописи оформляются в паспарту, работы по композиции – на усмотрение абитуриента.

    Для получения оценки «зачтено» домашние работы должны соответствовать следующим критериям: композиция; характер и пропорции изображенных объектов; объем и форма; грамотное построение перспективы; грамотная передача светотени; эстетическое впечатление; художественное впечатление. Общая оценка определяется как среднее из оценок по каждому критерию.

    Результаты предварительного просмотра заносятся в протокол предварительного просмотра, которые подписываются председателем и членами предметной экзаменационной комиссии.

    Абитуриенты, получившие «зачтено» на предварительном просмотре, допускаются к профессиональному вступительному испытанию, включающему три составляющих: рисунок, живопись и композиция.

    На профессиональном испытании абитуриент должен иметь при себе:

    • бумагу для основной работы и набросков;
    • карандаши различной мягкости;
    • кнопки в достаточном количестве;
    • краски, кисти, губку;
    • банку для воды;
    • чертежные инструменты;
    • канцелярский нож, ножницы;
    • клей.

    Профессиональное испытание состоит из трех этапов - 1. Рисунок, 2. Живопись, 3. Композиция. Каждый этап проводится в определенный расписанием день. Каждый этап оценивается в 100-балльной шкале. Общий балл профессионального испытания рассчитывается как сумма баллов этапов, отнесенная к количеству этапов.

    1. РИСУНОК

    Абитуриент выполняет работу на выбор – «Рисунок фигуры человека» или «Натюрморт».

    «Рисунок фигуры человека»

    Абитуриентам предлагается в течение 7 академических часов выполнить:

    • объемно-пространственный рисунок одетой фигуры человека с натуры при искусственном освещении (6 академических часов).

      Техника – карандаш. Формат А-2.

    • серию набросков одетой фигуры (1 академический час).

      Техника исполнения – карандаш, соус, сангина, пастель, уголь, тушь и т.д. Формат А-4.

    При стобалльной оценке задания учитываются:

    • компоновка фигур на плоскости бумаги;
    • светотеневая проработка и передача фигуры материалов;
    • точная передача пропорций и позы фигур;
    • умение работать в различных техниках.

    «Натюрморт»

    Абитуриентам предлагается в течение 6 академических часов выполнить с натуры объемно-пространственный рисунок натюрморта (бытовые предметы и геометрические тела с драпировками) при искусственном освещении.

    Техника исполнения – карандаш. Формат А-2.

    При стобалльной оценке задания учитываются:

    • размещение изображения постановки в предложенном формате;
    • сохранение пропорций предметов натюрморта;
    • учет воздушной и линейной перспективы;
    • правильность построения форм и деталей объектов;
    • передача объемности формы объектов, материала и фактуры, соотношение света и тени.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Грамотное композиционное решение рисунка

    15

    Пропорциональное соотношение предметов в листе

    15

    Моделировка формы и деталей

    15

    Умение владения перспективой

    15

    Общее тональное решение работы

    15

    Степень завершенности работы

    15

    Качество исполнения, наличие общей графической культуры

    10

     

    2. ЖИВОПИСЬ

    «Натюрморт»

    Абитуриентам предлагается в течение 6 академических часов выполнить натюрморт в цвете с натуры (бытовые предметы, фрукты с драпировками) при искусственном освещении.

    Техника исполнения – акварель, гуашь, темпера. Формат не меньше А-2.

    При стобалльной оценке задания учитываются:

    • размещение изображения постановки в предложенном формате;
    • правильность построения предметов постановки и их пропорциональных соотношений;
    • качество подготовительного рисунка;
    • качество цвето-тонального решения;
    • владение приемами живописи и техника исполнения;
    • детальность проработки объектов.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Композиционное решение натюрморта

    15

    Пропорциональное соотношение предметов в листе

    15

    Гармоничность цветовых отношений

    15

    Передача материальности изображаемых предметов

    15

    Передача плановости, пространства

    15

    Степень завершенности работы

    15

    Качество исполнения

    10

     

    3. КОМПОЗИЦИЯ

    Абитуриент выполняет работу на выбор – «Эскиз костюма», «Монохромная объемно-пространственная композиция», «Плоскостная хроматическая композиция», «Станковая композиция».

    «Эскиз костюма»

    Абитуриентам предлагается в течение 4 академических часов выполнить 2 эскиза на заданные темы.

    Техника исполнения – акварель, гуашь, темпера, сангина. Формат А-2.

    При стобалльной оценке задания учитываются:

    • оригинальность подачи эскизов;
    • гармоничность по стилевому и образному решении;
    • соответствие масштаба моделей формату листа;
    • передача фактуры материалов.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Размещение композиции в листе в соответствии с пропорциями, модной графики

    15

    Выявление конструктивных особенностей костюма

    15

    Передача образа композиции

    15

    Колористическое решение композиции

    15

    Соответствие модным тенденциям

    15

    Творческий поиск и оригинальное решение композиции

    15

    Качество исполнения

    10

     

    «Монохромная объемно-пространственная композиция»

    Абитуриентам предлагается в течение 4 академических часов выполнить одну композицию из простейших геометрических тел на заданную тему.

    Техника исполнения – по выбору. Формат А-2.

    При стобалльной оценке задания учитываются:

    • соответствие композиции заданной теме;
    • качество компоновки составляющих композиции;
    • светотеневое решение объемно-пространственных форм;
    • достижение образности и оригинальности композиционного решения;
    • целостность восприятия геометрического вида формы.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Размещение композиции в листе

    15

    Соблюдение равновесия в композиции

    15

    Выявление конструктивных особенностей композиции

    15

    Тональное решение (цельность) композиции

    15

    Уровень владения выбранной техникой исполнения

    15

    Степень завершенности работы

    15

    Качество исполнения

    10

     

    «Плоскостная хроматическая композиция»

    Абитуриентам предлагается в течение 4 академических часов выполнить композицию из простейших геометрических фигур в цвете на заданную тему.

    Техника исполнения – по выбору. Формат А2, А3 или А4 на выбор.

    При стобалльной оценке задания учитываются:

    • соответствие композиции и колористического решения заданной теме;
    • присутствие цветовой гармонии;
    • достижение оригинального цветового и образного решения;
    • целостность восприятия композиции.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Размещение композиции в листе

    15

    Передача характера композиции

    15

    Соблюдение равновесия в композиции

    15

    Передача образа композиции

    15

    Колористическое решение композиции

    15

    Степень завершенности работы

    15

    Качество исполнения

    10

     

    «Станковая композиция»

    Абитуриентам предлагается в течение 6 академических часов выполнить две композиции: монохромная – на заданную тему; цветная – на свободную тему.

    Техника свободная. Формат каждой работы А-3.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Формально-пластическая ритмическая организация листа

    (размещение предметов и объектов в формате, организация композиционного центра и подчиненность ему остальных элементов, ритм, контраст, равновесие)

    15

    Соблюдение композиционного равновесия

    15

    Живописные, (графические) качества композиции

    15

    Степень завершенности работы

    15

    Качество исполнения, оригинальность творческого замысла

    15

    Тональное решение (цельность) композиции

    15

    Использование текстур, фактур, художественных приемов

    10

  •  

    Дистанционный формат проведения вступительного испытания

    Профессиональное испытание состоит из трех этапов - I. Рисунок, II. Живопись, III. Композиция. Каждый этап оценивается в 100-балльной шкале. Общий балл профессионального испытания рассчитывается как сумма баллов этапов, отнесенная к количеству этапов.

    Творческое испытание - история искусства и культуры.

    Форма проведения профессионального испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.

    Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.

    Электронное портфолио «Профессиональное испытание» — это папка в формате PowerPoint, в которой представлены работы абитуриента по рисунку, живописи и композиции:

     

    I. Рисунок

    Количество работ: 5-10.

    Формат: А2 и больше.

    Техника: графитный карандаш, уголь, сепия, соус;
    наброски, зарисовки: мягкий графитный карандаш, сепия, однотонная пастель, уголь рисовальный, тушь (кисть, перо).

    Необходимо предоставить на выбор:

    • натюрморт, состоящий из геометрических фигур, предметов быта и одной, двух драпировок,
    • розетки,
    • барельефы,
    • капитель,
    • части лица человека, части тела человека,
    • гипсовые головы,
    • фигура человека сидящая или стоящая;
    • наброски с фигуры человека в произвольной позе (10 –15 шт.).

     

    Требования:

    Рисунок должен быть выполнен в соответствии с принципами конструктивного построения простых и сложных геометрических форм изображаемых объектов.

    Любой объект на рисунке, должен быть изображен с учётом линейной и воздушно-пространственной перспективы. При моделировании тоном, должно быть уделено основное внимание пространственному соподчинению форм в различных планах и ракурсах. Рисунок должен показывать ясное представление абитуриента о масштабе и пропорциях изображаемого объекта.

    В рисунке должны быть видны навыки работы выбранным материалом, владение графическими приёмами светотеневого моделирования формы.

    Рисунок должен быть выполнен в соответствии с законами композиции и показывать знания и навыки абитуриента в этой области.

    Абитуриент должен показать понимание закономерностей взаимосвязей объемов и плоскости, соподчинения частей и целого, уметь анализировать любой пространственный объект на основе соподчинения общего и частного, видеть и изображать пластические связи объектов в пространстве.

    Рисунок должен показывать, что его автор владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Грамотное композиционное решение рисунка

    15

    Пропорциональное соотношение предметов в листе

    15

    Моделировка формы и деталей

    15

    Умение владения перспективой

    15

    Общее тональное решение работы

    15

    Степень завершенности работы

    15

    Качество исполнения, наличие общей графической культуры

    10

    Итого

    100

     

    II. Живопись

    Количество работ: 5-7.

    Формат: А2 и больше, до А1.

    Техника: акварель, гуашь, акрил, темпера, масло.

    Жанр:

    • обязательно натюрморт, состоящий из предметов быта разной фактуры, драпировок, нескольких овощей или фруктов.
    • Пейзаж,
    • Портрет и др. – по желанию.

     

    Требования:

    Основные требования к живописи: композиция, построение (рисунок), работа цветом.

    Абитуриент должен показать умение работать в выбранной технике. Правильность компоновки натюрморта в выбранном формате, соблюдение пропорций. Умение организовать воздушно-пространственную среду, передавать при помощи цвета и тона материальность и объем предметов натюрморта. Показать колористическое решение натюрморта и гармоничность цветовых отношений. Передать материальность изображаемых объектов, плановость в изображении пространства.

    Живописные работы должны быть оформлены в паспарту шириной 3-5 см.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Композиционное решение натюрморта

    15

    Пропорциональное соотношение предметов в листе

    15

    Гармоничность цветовых отношений

    15

    Передача материальности изображаемых предметов

    15

    Передача плановости, пространства

    15

    Степень завершенности работы

    15

    Качество исполнения

    10

    Итого

    100

     

    III. Композиция

    Абитуриент  выполняет работу на выбор - «Эскиз костюма», «Монохромная объемно-пространственная композиция», «Плоскостная хроматическая композиция», «Станковая композиция». В приоритете должны быть работы по композиции, соответствующие профилю, на который поступает абитуриент. Остальное – на усмотрение абитуриента.

    Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.


    «Эскиз костюма» (для поступающих на профиль Дизайн костюма)

    Количество работ: 8-12 эскизов.

    Формат: А3, прямоугольный вертикальный формат.

    Техника: акварель, гуашь, акрил, темпера, пастель, смешанная техника.

    Требования:

    Абитуриент должен уметь изображать модель в правильных пропорциях, грамотно компоно-вать фигуру в листе. Уметь передавать цветовую гармонию и владеть графическими навыками. Важно показать умение работать в разных техниках (гуашь, температура, акварель, гелевые ручки, акварельные карандаши и др.).

    Эскизы костюма должны отражать основные стили в моде, воплощать модные тенденции одежды в соответствии с трендами сезона. Приветствуется смелость и креативность, хороший вкус и фантазия.

    Возможные темы: «Джинсовая фантазия», «Уикенд на природе», «Молодежный Street style», «Дизайнерское платье или платье мечты», «Спорт-шик», «Прогулка по городу» и так далее.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Размещение композиции в листе в соответствии с пропорциями, модной графики

    15

    Выявление конструктивных особенностей костюма

    15

    Передача образа композиции

    15

    Колористическое решение композиции

    15

    Соответствие модным  тенденциям

    15

    Творческий поиск и оригинальное решение композиции

    15

    Качество исполнения

    10

    Итого

    100

     

    «Плоскостная цветная композиция» (для поступающих в Институт графического дизайна)

    Количество работ: 7-10

    Формат: А5, А4

    Техника: аппликация, возможна гуашь, темпера (смешанная техника с применением карандашей, маркеров, линеров), графический редактор

    Требования:

    Композиция выполняется из простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и их составляющих. Представленные работы могут быть абстрактными, фигуративными, стилизованными, с применением шрифтов.

    Композиция должна быть подчинена общим правилам компоновки, равновесия, конструктивности, обоснованности цветового решения. Необходимо образное решение работы, эксклюзивность, выразительность и современность.

    Возможные темы: «Обложка компакт-диска» (любимая музыкальная группа или исполнитель, любимый кинофильм, мультфильм), «Слово – образ» (короткие слова, касающиеся времен года, природных явлений, названия городов, стран, стили музыки), «Любимое животное», «Любимый город» и так далее.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Размещение композиции в листе

    15

    Передача характера композиции

    15

    Соблюдение равновесия в композиции

    15

    Передача образа композиции

    15

    Колористическое решение композиции

    15

    Степень завершенности работы

    15

    Качество исполнения

    10

    Итого

    100

     

    «Монохромная объемно-пространственная композиция» (для поступающих на специальность Дизайн среды, интерьера)

    Количество работ: 4-5

    Формат: А2

    Техника: карандаш, мягкий рисовальный материал (сепия, ретушь, соус рисовальный), бумага белая или тонированная.

    Требования:

    Из простых геометрических форм и их элементов организовать глубинно-пространственную или объемную композицию.

    Из работ должно следовать, что абитуриент владеет такими знаниями и понятиями, как симметрия, асимметрия, статика, динамика, композиционный центр, равновесие.

    В работах должно быть показано конструктивное рисование элементов со сквозным построением, передачей объема, пространства, перспективы, правильное и сбалансированное использование пятна, линии, тона.

    Возможные темы: «Глубинно-пространственная композиция из контрастных форм», «Ритм», «Вертикаль», «Горизонталь», «Ритмическое развитие формы» и так далее.

    В крайнем случае можно включить в портфолио работы по станковой композиции.

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Размещение композиции в листе

    15

    Соблюдение равновесия в композиции

    15

    Выявление конструктивных особенностей композиции

    15

    Тональное решение (цельность) композиции

    15

    Уровень владения выбранной техникой исполнения

    15

    Степень завершенности работы

    15

    Качество исполнения

    10

    Итого

    100

     

    «Станковая композиция»

    Количество работ 3-5 работ в тоне и 3-5 работ в цвете.

    Формат: А3

    Техника: карандаш, мягкие материалы, акварель, гуашь, темпера, масло

    Требования:

    Под станковой композицией подразумевается выполнение эскиза будущей станковой картины, в действие которой могут быть включены одна или несколько фигур человека, животные, на фоне ландшафта или в интерьере.

    Основные требования к композиции: грамотное расположение изображаемых объектов, органичное цветовое и тональное решение, передача эмоционального состояния произведения.

    Абитуриент должен показать умение целостно организовать формально-композиционную и образно-пластическую структуру листа при помощи тонально-цветового пятна, ритма, фактур, текстур.

    Абитуриент должен обнаружить художественное, творческое мышление, фантазию, воображение, интерес к окружающему миру и будущей профессии, обладать колористическим видением и композиционным мышлением.

    Возможные темы: «Встреча», «Рынок», «Спорт», «В мастерской художника».

    Критерии оценивания

    Критерий оценивания

    Максимальное количество баллов

    Формально-пластическая ритмическая организация листа

    (размещение предметов и объектов в формате, организация композиционного центра и подчиненность ему остальных элементов, ритм, контраст, равновесие)

    15

    Соблюдение композиционного равновесия

    15

    Живописные, (графические) качества композиции

    15

    Степень завершенности работы

    15

    Качество исполнения, оригинальность творческого замысла

    15

    Тональное решение (цельность) композиции

    15

    Использование текстур, фактур, художественных приемов

    10

    Итого

    100