Порядок проведения вступительного испытания по литературе

Вступительное испытание ориентировано на уровень знаний, определённый примерной программой вступительных экзаменов по литературе, разработанной Министерством образования и науки РФ, на базе курса по литературе для основной и полной средней школы.

Форма проведения вступительного испытания

Вступительный экзамен по литературе проводится в письменной форме.
Длительность экзамена – 2,5 часа (150 минут).
Каждый вариант состоит из 5 тестовых заданий и развернутого ответа (объем 150-200 слов) на один из  пяти предложенных вопросов.

Тестовые задания 1-5 направлены, в первую очередь, на выявление уровня знания текстов художественных произведений русских писателей и владения теоретико-литературными знаниями.

Они включают в себя  определение автора и названия текста по фрагменту, установление соответствий «герой - произведение», «герой - высказывание», «герой-предметная деталь», характеристику средств выразительности.

Чтобы успешно выполнить тестовые задания, абитуриент должен находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, выявлять особенности языка и стиля писателя, определять родо-жанровую специфику художественного произведения, выделять в произведениях элементы художественной формы и  обнаруживать связи между ними, пользоваться основными теоретико-литературными терминами и  понятиями,  свободно ориентироваться в текстах произведений; знать героев основных произведений русской классики, узнавать персонажей по их портретным и речевым характеристикам, устанавливать связь между персонажем произведения и окружающим его предметным миром.

Задание 6 предполагает  создание полноформатного связного высказыва­ния на литературную тему, сформулированную в виде про­блемного вопроса (одного из пяти предложенных по выбору абитуриента:). .Приступая к выполнению задания:, абитуриент выбирает один из пяти предложенных проблемных вопросов и дает на него письменный развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 150 слов).  Вопросы  будут соотнесены с древнерусской литературой, произведениями классики XVIII века и первой половины XIX в., с произведениями второй половины XIX в., рубежа XIX-XX веков, ХХ веком. Можно выбрать именно ту эпоху развития русской литературы, которая кажется наиболее интересной. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

При оценке письменного ответа на вопрос учитываются:

-  правильность, полнота и точность ответа; глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе, знание текста художественного произведения, историко-культурная эрудиция.

- уровень владения теоретико-литературными знаниями;

- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие; восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства

- язык и стиль изложения; композиционная стройность, логичность, ясность, образность языка.

- следование нормам речи


Шкала оценивания – 100-балльная.

Для выполнения задания абитуриенту выдается бланк ответов, включающий в себя титульный лист, чистовик и черновик. Черновики выполненных заданий не проверяются и не являются предметом апелляции.

Абитуриент должен показать:

– знание текста перечисленных ниже художественных произведений;

- умение воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел.

Абитуриент должен уметь:

- анализировать и оценивать произведение как художественное единство; характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: род и жанр произведения; тему, замысел автора, основных героев, особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов, сцен в их взаимосвязи, роль портрета, пейзажа; особенности авторской речи и речи действующих лиц.

– выявлять авторское отношение к изображенному и давать произведению личностную оценку;

– выражать свое восприятие и понимание образов и мотивов лирического произведения и давать ему личностную оценку;

– обнаруживать понимание связи изученного произведения с временем написания.

Программа вступительного испытания

Основные теоретико-литературные понятия:

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

Литературные роды (эпос, лирика, драма, лироэпос) и жанры (эпос, роман, повесть,

рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия,

драма, трагедия).

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм,

романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика,

идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель;

герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов

персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия:

экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер;

диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

Психологизм. Народность. Историзм.

Символ. Подтекст. Пафос. Трагическое и комическое.  Ирония, юмор, сатира, сарказм, гротеск.

Язык художественного произведения. Афоризм. Анафора, инверсия, повтор, риторический вопрос, обращение. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория . Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Поэзия и проза.  Системы стихосложения. Стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа.

Художественные произведения:

Из древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. 2-3 стихотворения по выбору абитуриента, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...», «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др.

Г.Р. Державин 2-3 стихотворения по выбору абитуриента, например:  «Памятник», «Фелица» , «Бог» и другие

Н.М. Карамзин . повесть «Бедная Лиза»

Д.И. Фонвизин . комедия «Недоросль»

Из литературы первой половины XIX  века

В.А. Жуковский. 1-2 баллады и 1-2 элегии по выбору абитуриента, например: баллады: «Светлана» , «Людмила», элегии «Невыразимое»,  «Море» и др.

А.С. Грибоедов "Горе от ума". Статья И.А. Гончарова "Мильон терзаний".

А.С. Пушкин Роман в стихах "Евгений Онегин", поэма  "Медный всадник" ,  роман «Капитанская дочка» , «Повести Белкина» ( одна повесть по выбору абитуриента)

Стихотворения: различной тематики, представляющие разные периоды творчества,  по выбору абитуриента. (не менее 15  ), например:  «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Погасло дневное светило...»,  «Песнь о вещем Олеге»,  «К***» («Я помню чудное мгновенье...») , «Зимний вечер», «Пророк», «Во глубине сибирских руд...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» "К морю", , "Анчар", "На холмах Грузии...", "Поэт", 19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."), «Свободы сеятель пустынный...» и др.

М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени", поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», "Мцыри".

Стихотворения по выбору абитуриента (не менее 10), например:  "Смерть поэта", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Бородино", "Дума", "Родина", "Как часто пестрою толпою окружен...", «Нищий», "Парус", "Выхожу один я на дорогу...", "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою"), "Пророк", "Узник",  «Тучи», "Когда волнуется желтеющая нива...".)

Н.В. Гоголь. Поэма "Мертвые души", повесть"Шинель", комедия «Ревизор»

Из литературы второй половины XIX  века

А.Н. Островский.  Драма "Гроза". Полемика в критике (статьи Н.А.Добролюбова "Луч света в темном царстве", Д.И. Писарева "Мотивы  русской  драмы", А.А. Григорьева" После  "Грозы"  Островского").

И.А. Гончаров. Роман "Обломов". Произведение в оценке критики (статьи Н.А. Добролюбова "Что такое обломовщина?", Д.И. Писарева "Обломов". Роман И.А. Гончарова", А.В.Дружинина "Обломов". Роман И.А. Гончарова").

И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети".
Полемика в критике (статьи Д.И. Писарева "Базаров", М.А. Антоновича "Асмодей нашего времени", Н.Н. Страхова "Отцы и дети" И.С. Тургенева").
Н.С. Лесков. 1 произведение по выбору абитуриента, например: "Очарованный странник" «Левша», «Тупейный художник».

Ф.И. Тютчев . 3-5 стихотворений по выбору абитуриента, например:  «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая...») "О, как убийственно мы любим...", "Умом Россию не понять...",  "Silentium!",  "Не то, что мните вы, природа...",  "Нам не дано предугадать..." «Фонтан» , «Есть в осени первоначальной...», «Певучесть есть в морских волнах...», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

А.А. Фет.  2-3 стихотворения: по выбору абитуриента, например:  "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Вечер" ("Прозвучало над  ясной  рекою..."),  "Сияла ночь, луной был полон сад...", "Учись у них - у дуба, у березы...", «Одним толчком согнать ладью живую...» .

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».  3-5 стихотворений по выбору абитуриента ,  например: «В дороге»,  «Тройка», "Поэт и гражданин", "Элегия (Пускай нам говорит изменчивая мода....)", "Вчерашний день часу в шестом...", "Я не люблю иронии твоей...", «Железная дорога»

М.Е. Салтыков - Щедрин. Роман "История одного города".

2 сказки по выбору абитуриента, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь»,  «Дикий помещик» и др.

Л.Н. Толстой.  Роман-эпопея "Война и мир".

Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание".

Из литературы рубежа XIX-XX веков,

А.П. Чехов. Рассказы: "Ионыч", «Студент» , «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Пьеса "Вишневый сад".

Из литературы первой половины ХХ века.

М. Горький. Пьеса "На дне". Рассказ  «Старуха Изергиль»

И.А. Бунин. 2-3 рассказа по выбору абитуриента, например:. "Господин из Сан-Франциско", «Чистый понедельник» и другие .
А.А. Блок. Поэма "Двенадцать".3-5 стихотворений по выбору абитуриента, например: "Незнакомка", "О, весна без конца и без краю...", "На железной дороге", "О, я хочу безумно жить...", "Родина", "На поле Куликовом" ("Река раскинулась...") "О доблестях, о подвигах, о славе..." и др.

С.А. Есенин. 3-5 тихотворений по выбору абитуриента,  например: "Береза",  "Собаке Качалова", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Гой ты, Русь, моя родная", "Русь Советская", "Каждый труд благослови, удача...", "Не жалею, не зову, не плачу..." и др..

В.В. Маяковский. Поэма "Облако в штанах". 3-5 тихотворений по выбору абитуриента, например: "Послушайте!", "Нате!", "Прозаседавшиеся", "Лиличка! Вместо письма" и др.

Н.С.Гумилев. 2-3 стихотворения  по  выбору абитуриента , например: «Капитаны», «Слово» .

М.И.Цветаева. 2-3 стихотворения по выбору абитуриента, например: «Моим

стихам, написанным так  рано...», «Идешь, на  меня похожий, «Генералам двенадцатого

года», «Мне нравится, что вы больны не мной...», из цикла «Стихи к Блоку» («Имя

твое – птица в руке...») , из цикла «Стихи о Москве», «Тоска по родине! Давно...»  и др.

О.Э. Мандельштам. 2-3 стихотворения по выбору абитуриента, например: «Звук

осторожный и глухой...», «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота...») , «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» и др. .

А.А.  Ахматова. Поэма "Реквием".    2-3 стихотворения по выбору абитуриента, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Перед весной бывают дни такие...», «Родная земля»  и др.

М.А. Шолохов.  Роман-эпопея "Тихий  Дон", 
М.А. Булгаков.  "Мастер  и  Маргарита".

А.Т. Твардовский.      Поэма "Василий Теркин"(«Книга про бойца»).

2-3 стихотворения по выбору абитуриента, например: «В тот день, когда окончилась война...» , «О сущем»,  «Вся суть в одном-единственном  завете...»),  «Я знаю,  никакой моей вины...» и др.

Б.Л. Пастернак.  2-3 стихотворения  по  выбору абитуриента , например: «Гамлет», «Снег идет», «Определение поэзии», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать...» и др.

А.И. Солженицын. Повесть"Один день Ивана Денисовича",  рассказ "Матренин двор"    (по выбору абитуриента).

Из литературы  второй половины XX века:

Проза второй половины XX века.: Ф.  Абрамов В.Л.Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л. Васильев, В.В. Быков, В.П. Астафьев, К.Г. Паустовский, В.Г. Распутин, Ф.А. Искандер,

Ю.П. Казаков, В.М.Шукшин А. Битов  и другие авторы (2-3 произведения по выбору абитуриента)

Поэзия второй половины XX века.: Б.А. Ахмадулина  Е.А.  Евтушенко, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий,   И.А. Бродский и другие авторы .(2-3 произведения по выбору абитуриента)