Порядок проведения творческого конкурса для поступающих на направление подготовки:

54.03.01 Дизайн

История искусства и культуры

Программа дополнительного вступительного испытания творческой направленности «История искусства и культуры» предусматривает рассмотрение достижений культуры на разных этапах развития человечества в хронологической последовательности – от культуры первобытного мира до культуры ХХ века, основываясь на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. В рамках данного курса акцентируется внимание на таких основных компонентах мировой культуры, как: мифологические и религиозные представления, научные знания, письменность и образование, устное народное творчество и литература, изобразительное искусство и архитектура, театр и музыка. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с мировой культурой, что даёт возможность по достоинству оценить её потенциал, уникальность и значимость.

Программа ориентирована на курс «Мировая художественная культура», являющийся федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа «История искусства и культуры» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования, на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой культуре и искусстве, ихместе в жизни общества и каждого человека, логике развития в исторической перспективе.

 

Форма проведения вступительного испытания

Вступительный экзамен по истории искусства и культуры проводится в письменной форме.
Длительность экзамена – 2,5 часа (150 минут).
Каждый билет состоит из 8-ми тестовых заданий и 2-х вопросов, требующих развернутый ответ (первый вопрос – по зарубежному искусству и культуре, второй – по русскому).
Шкала оценивания – 100-балльная.

Для выполнения задания абитуриенту выдается бланк ответов, включающий в себя титульный лист, чистовик и черновик. Черновики выполненных заданий не проверяются и не являются предметом апелляции.

 

Абитуриент должен показать знания:

– основных этапов развития мировой культуры и их хронологию;
– достижений культуры России и ее места в системе мировой культуры;
– основных видов и жанров искусства;
– направлений и стилей мировой культуры;
– шедевров мировой художественной культуры;
– особенностей языка различных видов искусства;
– основных событий, произведений и имен выдающихся деятелей культуры.

Абитуриент должен уметь:

– узнавать произведения культуры и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
– устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
– выражать собственные суждения о произведениях классики и современного искусства;
– выполнять творческие задания и давать расширенные и аргументированные ответы по темам, посвященным достижениям культуры отдельных цивилизаций и эпох, или отдельным сферам культуры.

 

Программа вступительного испытания

1. Перечень тем курса «История искусства и культуры»

Культура первобытного общества
Культура Древнего Востока
Культура античности
Искусство и культура средневековой Западной Европы
Искусство и культура эпохи Возрождения
Искусство и культура Византии
Искусство и культура Древней Руси
Культура Нового времени
Искусство и культура ХХ в.

2. Вопросы для развернутого ответа

2.1 Вопросы по зарубежному искусству и культуре
Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности
Культура и искусство Древнего Египта
Культура и искусство Древней Месопотамии
Литература и театр Древней Греции
Развитие архитектуры Древней Греции
Изобразительное искусство Древней Греции
Мифологическая концепция мира в культуре древних греков
Истоки и особенности формирования древнеримской культуры
Развитие архитектуры Древнего Рима
Изобразительное искусство Древнего Рима
Литература Древнего Рима
Зарождение и распространение христианства и его влияние на европейскую средневековую культуру
Литература средневековой Западной Европы
Романский стиль – первый общеевропейский стиль в искусстве
Готическое искусство
Предпосылки, источники и сущность европейского Ренессансам
Литература и театр эпохи Возрождения
Выдающиеся деятели Проторенессанса и Раннего Возрождения в Италии
Титаны итальянского Возрождения
Архитектура и изобразительное искусство Византии
Просвещение как прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму
Литература европейского Просвещения
Барокко как одно из главных стилевых направлений в западноевропейском искусстве конца ХVI – середины ХVIII вв.
Стиль классицизм в европейской культуре, его сущность и основные этапы развития
Романтизм - новое идейное и художественное направление в культуре ХIХ в.
Реализм как творческий процесс и метод художественной культуры европейских стран ХIХ в.
Импрессионизм как последнее цельное художественное течение во Франции ХIХ в.
Постимпрессионизм
Направления в европейской архитектуре ХХ в.
Авангардные направления в изобразительном искусстве ХХ в.

2.2 Вопросы по отечественному (русскому) искусству и культуре
Мифология и изобразительное искусство древних славян
Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие культуры
Письменность и просвещение в Древней Руси в IХ – ХIII вв.
Памятники литературного творчества Древней Руси в IХ – ХIII вв.
Архитектура Древней Руси в IХ – ХIII вв.
Изобразительное искусство Древней Руси в IХ – ХIII вв.
Просвещение и литература в Московской Руси (ХIV - ХVII вв.).
Архитектура Московской Руси в XIV - ХVII вв.
Русская живопись в ХIV - ХVII вв.
Декоративно-прикладное искусство средневековой Руси
Особенности русского национального костюма
Основание Петербурга и его роль в истории России
Архитектура Петербурга ХVIII в.
Изобразительное искусство России в ХVIII в.
М.В. Ломоносов и его вклад в русскую науку и культуру
«Золотой век» русской литературы.
Реализм в русской литературе второй половины XIX — начала XX в.
Направления в архитектуре России ХIХ в.
Художественные направления в русском изобразительном искусстве первой половины XIX в.
Творчество художников-передвижников
Музыкальное искусство России в XIX в.
«Серебряный век» русской культуры
Художественные направления в русском изобразительном искусстве в 20-е гг. XX в.
Судьбы творческой интеллигенции в первые годы Советской власти
Культурная революция в СССР в 1920 – 1930-е гг.
Социалистический реализм в советском изобразительном искусстве
Развитие отечественной архитектуры в 30-50-х гг. ХХ в.
Становление нового художественного мышления в искусстве в период «хрущевской оттепели»
Особенности развития культуры в условиях ужесточения идеологического контроля советской власти в середине 1960 – 1980-х гг.
«Массовая культура» XX в. и ее проявления в современной России

 

Список рекомендуемой литературы для подготовки к вступительному испытанию

1. Основная литература

Учебники по мировой художественной культуре для 10 – 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)

1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.; Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.;

2. Караськова О.В. Средние века. Возрождение. – СПб.: КОРОНА принт, 2003.– 416с.

3. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 кл. В 2-х ч. Ч. 1: [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 375 с.; Ч. 2: Русская художественная культура: [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 315 с.; Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 кл. В 2-х ч. Ч. 1: [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 384 с.; Ч. 2: [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 320 с.

4. Срабова О.Ю. Древний мир: Первобытное общество. Месопотамия. Древний Египет. Эгейский мир. Древняя Греция. Древний Рим. – СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2007. – 352 с.; Срабова О.Ю. Новое время. Западная Европа ХVII – ХIХ вв.: Учеб. пособие / Под ред. Ю.В. Лобановой. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 432 с.

5. Солодовникова Ю.А. Мировая художественная культура. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.А. Солодовникова. – М.: Просвещение, 2009. – 304 с.

2. Дополнительная литература

1. Алленов М.М. Русское искусство ХVIII – начала ХХ вв. – М.: Трилистник, 2000.

2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС, Галарт, 2009. – 624 с.

3. История искусства: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. – М.: Искусство ХХI век, Республика, 2003. - 672с.

4. История искусств с древнейших времен до классицизма. Энциклопедия / Председатель научно-ред. совета академик РАН Чубарьян А.О. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640 с.

5. Лифшиц Л.И. Русское искусство Х – ХVII вв. – М.: Трилистник, 2000.

6. Любимов Л.Д. История мирового искусства. Древняя мир. Древняя Русь. Западная Европа / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2007. – 543 с.; Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 240 с.

7. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 506 с.

8. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – СПб.: Азбука классики, 2002.

Критерии оценивания