Порядок проведения творческого конкурса на бюджетные места для поступающих на направление подготовки:

54.03.01 Дизайн, 54.05.03 Графика (ИГД)

История искусства и культуры

 

Программа дополнительного вступительного испытания творческой направленности «История искусства и культуры» предусматривает рассмотрение достижений культуры на разных этапах развития человечества в хронологической последовательности – от культуры античности до культуры ХХ века, основываясь на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. В рамках данного испытания акцентируется внимание на таких основных компонентах мировой культуры, как: мифологические и религиозные представления, научные знания, письменность и образование, устное народное творчество и литература, изобразительное искусство и архитектура, театр и музыка. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с мировой культурой, что даёт возможность по достоинству оценить её потенциал, уникальность и значимость.

Программа испытания ориентирована на курс «Мировая художественная культура», являющийся федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа дополнительного вступительного испытания творческой направленности «История искусства и культуры» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования, на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой культуре и искусстве, их месте в жизни общества и каждого человека, логике развития в исторической перспективе.

 

Форма проведения вступительного испытания на места, финансируемые из федерального бюджета

Вступительный экзамен по истории искусства и культуры проводится в письменной форме с применением дистанционных технологий (компьютерного тестирования) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
Длительность экзамена – 2,5 часа (150 минут).
Каждый билет состоит из 8-ми тестовых заданий и 2-х вопросов, требующих развернутый ответ (первый вопрос – по зарубежному искусству и культуре, второй – по русскому).
Шкала оценивания – 100-балльная.

 

Абитуриент должен показать знания:

– основных этапов развития мировой культуры и их хронологию;
– достижений культуры России и ее места в системе мировой культуры;
– основных видов и жанров искусства;
– направлений и стилей мировой культуры;
– шедевров мировой художественной культуры;
– особенностей языка различных видов искусства;
– основных событий, произведений и имен выдающихся деятелей культуры.

Абитуриент должен уметь:

– узнавать произведения культуры и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
– устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
– выражать собственные суждения о произведениях классики и современного искусства;
– выполнять творческие задания и давать расширенные и аргументированные ответы по темам, посвященным достижениям культуры отдельных цивилизаций и эпох, или отдельным сферам культуры.

 

Программа вступительного испытания

1. Перечень тем вступительного испытания «История искусства и культуры»

Зарубежное искусство
Искусство и культура античного мира (Древняя Греция и Древний Рим)
Искусство и культура средневековой Западной Европы
Искусство и культура Византии
Искусство и культура эпохи Возрождения
Западноевропейское искусство ХVII – ХVIII вв.
Искусство и культура стран западной Европы в ХIХ веке
Западноевропейское искусство и культура ХХ века

Отечественное искусство
Искусство и культура Древней Руси
Искусство и культура Московского государства
Русское искусство и культура ХVIII вв.
Русское искусство и культура ХIХ вв.
Отечественное искусство и культура ХХ века

2. Вопросы для развернутого ответа

2.1 Вопросы по зарубежному искусству и культуре
Архитектура и скульптура Древней Греции
Литература и театр Древней Греции
Архитектура Древнего Рима
Изобразительное искусство Древнего Рима
Литература Древнего Рима
Зарождение и распространение христианства, и его влияние на европейскую средневековую культуру
Архитектура и изобразительное искусство Византии
Литература средневековой Западной Европы
Романский стиль – первый общеевропейский художественный стиль в искусстве
Готическое искусство (архитектура и скульптура)
Выдающиеся деятели Проторенессанса и Раннего Возрождения в Италии
Титаны итальянского Возрождения
Литература и театр эпохи Возрождения
Барокко и рококо в западноевропейском искусстве ХVII – ХVIII вв.
Литература европейского Просвещения
Классицизм в европейской культуре, его сущность и основные этапы развития
Романтизм – новое идейное и художественное направление в культуре ХIХ в.
Реализм как творческий процесс и художественный метод в искусстве европейских стран ХIХ в.
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Направления в европейской архитектуре первой половины ХХ в.
Авангардные направления в изобразительном искусстве первой половины ХХ в.

2.2 Вопросы по отечественному искусству и культуре
Мифология и изобразительное искусство древних славян
Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие культуры и искусства
Памятники литературного творчества Древней Руси в IХ – ХIII вв.
Архитектура Древней Руси в IХ – ХIII вв.
Просвещение и литература в Московской Руси (ХIV – ХVII вв.)
Архитектура Московской Руси в XIV – ХVII вв.
Русская иконопись и монументальное искусство в ХIV – ХVII вв.
Декоративно-прикладное искусство средневековой Руси
Основание Петербурга и его роль в истории России
Архитектура Петербурга ХVIII в.
М.В. Ломоносов и его вклад в русскую науку и культуру
Изобразительное искусство России в ХVIII в.
«Золотой век» русской литературы
Реализм в русской литературе второй половины XIX – начала XX в.
Русская архитектура ХIХ в.
Русское изобразительное искусство первой половины XIX в.
Творчество художников-передвижников
Музыкальное искусство России в XIX в.
«Серебряный век» русской культуры
Художественные направления в отечественном искусстве в 20-е гг. XX в.
Судьбы творческой интеллигенции в первые годы Советской власти Культурная революция в СССР в 1920 – 1930-е гг.
Социалистический реализм в советском изобразительном искусстве
Отечественное искусство в период «оттепели».

 

Список рекомендуемой литературы для подготовки к вступительному испытанию

 

1. Основная литература

Учебники по мировой художественной культуре для 10 – 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)

1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.;

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.;

3. Караськова О.В. Средние века. Возрождение. – СПб.: КОРОНА принт, 2003.– 416с.

4. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 кл. В 2-х ч. Ч. 1: [учебник] / Л.А. Ра-пацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 375 с.; Ч. 2: Русская художественная культура: [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 315 с.;

5. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 кл. В 2-х ч. Ч. 1: [учебник] / Л.А. Ра-пацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 384 с.; Ч. 2: [учебник] / Л.А. Рапац-кая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 320 с.

6. Срабова О.Ю. Древний мир: Первобытное общество. Месопотамия. Древний Египет. Эгей-ский мир. Древняя Греция. Древний Рим. – СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2007. – 352 с.; Срабова О.Ю. Новое время. Западная Европа ХVII – ХIХ вв.: Учеб. пособие / Под ред. Ю.В. Лобановой. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 432 с.

7. Солодовникова Ю.А. Мировая художественная культура. 10 кл.: учебник для общеобразова-тельных учреждений / Ю.А. Солодовникова. – М.: Просвещение, 2009. – 304 с.

2. Дополнительная литература

1. Алленов М.М. Русское искусство ХVIII – начала ХХ вв. – М.: Трилистник, 2000.

2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС, Галарт, 2009. – 624 с.

3. История искусства: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. – М.: Искусство ХХI век, Республика, 2003. - 672с.

4. История искусств с древнейших времен до классицизма. Энциклопедия / Председатель науч-но-ред. совета академик РАН Чубарьян А.О. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640 с.

5. Лифшиц Л.И. Русское искусство Х – ХVII вв. – М.: Трилистник, 2000.

6. Любимов Л.Д. История мирового искусства. Древняя мир. Древняя Русь. Западная Европа / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2007. – 543 с.; Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 240 с.

7. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 506 с.

8. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – СПб.: Азбука классики, 2002.

Баллы и критерии оценивания

Задание № 1-5: по 4 балла за правильный выбор ответа из четырех предложенных вариантов;

Задание № 6: 6 баллов за правильную формулировку открытого ответа;

Задание № 7: 3, 6 или 12 баллов за правильную хронологическую последовательность;

Задание № 8: 3, 6, 9 или 12 баллов за правильное соотнесение.

Задание № 9 и № 10 – максимально по 25 баллов.

1. Соответствие заданию содержания ответа, понимание темы, стиля или направления в искусстве, места и роли эпохи в развитии культуры.
содержание ответа не соответствует заданию – 0 баллов;
содержание ответа минимально соответствует заданию – 1 балл; содержание ответа частично соответствует заданию – 3 балла;
содержание полностью соответствует заданию – 5 баллов.

2. Стройность структуры и разделов, логичность и последовательность работы.
ответ не структурирован и мысль не развивается - 0 баллов;
структура ответа не позволяет раскрыть тему, есть очевидные нарушения
последовательности – 1 балл;
структура ответа частично раскрывает тему, мысль развивается в целом логично и после-довательно, но с недочетами – 3 балла;
структура работы полностью соответствует теме, изложение материала отличает убедительность, логичность – 5 баллов.

3. Знание произведений мировой культуры и искусства, имен авторов, места, времени и истории их создания. Проявленная эрудиция.
нет знаний - 0 баллов;
фрагментарные, отрывочные знания – 1 балл;
знания с отдельными недостатками с точки зрения раскрытия заданной темы – 3 балла;
максимально полное знание – 5 баллов.

4. Умение аналитически рассказать о культурной эпохе, произведениях искусства: сопоставлять, сравнивать, анализировать, давать оценки.
отсутствие сопоставления, сравнения - 0 баллов; наличие сопоставления – 1 балл;
обоснованное сопоставление и анализ – 3 балла;
обоснованное оригинальное сопоставление, опора на оценки исследователей – 5 баллов.

5. Личностная позиция, аргументация, мотивировка суждений.
нет аргументации - 0 баллов;
частичная, фрагментарная аргументация – 1 балл;
достаточная аргументация, но с незначительными недочетами – 3 балла;
разносторонняя, убедительная аргументация – 5 баллов.

Общий максимальный балл – 100.