Бакалавриат и специалитет

Порядок проведения профессионального испытания - Композиция в графике

Баллы
35

Для поступающих на специальность 54.05.03 «Графика» Высшей школы печати и медиатехнологий

На места финансируемые из федерального бюджета

Вступительные испытания проводятся очно с личным присутствием в аудитории (в случае, если это не противоречит постановлениям губернатора Санкт-Петербурга, издаваемым в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)», исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)).

Допуск к вступительному испытанию

До начала профессионального испытания абитуриент должен представить в общей сложности 10 работ в разных техниках в предметную комиссию для получения допуска к испытанию:

  • по рисунку – по профилю вступительных экзаменов (рисунки гипсовых слепков) или портреты взрослого человека (2-4 рисунка);
  • по живописи – в любой технике – (акварель, гуашь, темпера и среди них – по теме вступительного экзамена –2-4 натюрморта);
  • по композиции – эскизы иллюстраций в любой технике и карандаше, черно-белые по темам русской и зарубежной литературной классики и эскизы надписей, демонстрирующие практические навыки (кроме плакатного пера) в карандаше или тушью, пером.

Работы по рисунку, живописи и композиции должны конкретно отображать пространственные, конструктивные и цветовые качества реальности.

Проведение очного профессионального испытания:

  • Профессиональное испытание состоит из трех туров: рисунок, живопись, композиция.
  • Все оценки по каждому туру выставляются по 100-балльной шкале.
  • Общий балл за профессиональное испытание рассчитывается как среднее арифметическое значение (сумма баллов, полученных за каждый тур, отнесенная к количеству туров).
  • Испытания являются творческим состязанием абитуриентов для определения наиболее одаренных и подготовленных к профессиональной творческой деятельности.

Абитуриент должен иметь при себе:

  • бумагу, натянутую на планшет для рисунка размером 40х50 см или 50х60 см для основной работы
  • бумагу, натянутую на планшет для живописи размером 50х60 см для основной работы
  • карандаши различной мягкости;
  • кнопки в достаточном количестве;
  • краски, кисти, губку;
  • банку для воды.

Композиция

  • Время выполнения: по 5 академических часов (225 минут) в течение 2-х дней. Итого 450 минут.
  • Абитуриенты выполняют титульный разворот, состоящий из фронтисписа (иллюстрация) и титульного листа по одной из трёх предложенных тем.
    Темы для выполнения задания по композиции выдаются после окончания предыдущего экзамена, на консультации по композиции.
  • Титульный разворот выполняется в аудитории на заданную литературную тему, состоящую из изобразительно-иллюстративных и шрифтовых элементов. В его структуру входят: иллюстрация, раскрывающая характер содержания литературного произведения, фамилия автора книги, ее название, текстовой информационный блок с названием издательства и годом выпуска книги.
  • В шрифтовой части композиции фамилия автора и название выполняются тушью, остальные текстовые блоки могут быть намечены карандашом. Решение сюжетно-иллюстративной части композиции – черно-белое с возможным включением одного или двух цветов.
  • Основное внимание при оценке работ уделяется умению абитуриента грамотно продумать и скомпоновать иллюстративную и шрифтовую часть композиции, а также их художественно-техническому исполнению. Кроме того, особое внимание обращается на умение работать по представлению, грамотно передать пространственную среду изображаемого сюжета с учетом размещения фигур и масштаба предметов, показать знание эпохи и черты ее материальной культуры.
  • Техника исполнения – тушь, перо, кисть, акварель, карандаш, бумага (А2).

На экзамене по композиции абитуриент должен иметь при себе:

  • бумагу формата А-2 или 2 листа бумаги формата A-3 для основной работы, бумагу для эскизов и набросков, кальку для работы со шрифтом;
  • линейку для шрифта;
  • гелевые или шариковые ручки, рапидографы для выполнения шрифтовой композиции;
  • карандаши различной мягкости;
  • графические материалы в достаточном количестве для выполнения иллюстрации.
  • бумагу формата А-1 (1 лист) для оформления композиции на выставку.

На места с оплатой стоимости обучения

Форма проведения профессионального испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.

Профессиональное испытание состоит из трех этапов - 1. Рисунок, 2. Живопись, 3. Композиция. Каждый этап оценивается в 100-балльной шкале. Общий балл профессионального испытания рассчитывается как сумма баллов этапов, отнесенная к количеству этапов. Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается также общее художественное впечатление от портфолио.

Электронное портфолио должно содержать 3 папки в формате PowerPoint:

Испытания являются творческим состязанием абитуриентов для определения наиболее одаренных и подготовленных к профессиональной творческой деятельности.

Композиция

  • Фотографии работ предоставляются вместе с масштабной линейкой.
  • На конкурсом экзамене по композиции необходимо выполнить титульный разворот на одну из заданных тем на формате бумаги А-2.
  • Темы для композиции будут опубликованы на сайте приемной комиссии не ранее 19 июля.
  • Техника для титульного листа – тушь, перо, рапидограф.
  • Техника для фронтисписа - тушь, перо, кисть, отмывка, карандаши, мягкие материалы, маркеры.

Требования:

  • Титульный разворот содержит титульный лист и иллюстрацию на фронтисписе. Формат А-3 для титульного листа и формат А-3 для иллюстрации.
  • На титульном листе должны быть указаны: автор произведения, название, жанр и издательство (материалы: тушь, перо, рапидограф).
  • Используются 3 основные гарнитуры: классическая антиква, новая антиква, гротеск (рубленный шрифт). Гарнитуры подбираются согласно выбранной теме и должны учитывать стиль произведения и время его написания.
  • Основное требование к выполнению титульного листа: грамотное расположение шрифтовой композиции в формате листа бумаги и демонстрация умения организовать масштабную, стилистическую и тональную взаимосвязь с фронтисписом. Абитуриент должен также показать понимание закономерностей построения выбранной гарнитуры шрифта, умение анализировать пространственное расположение шрифтовых надписей, организовывать их связи и соподчинение.
  • Фронтисписом является иллюстрация, которая обобщает содержание всего литературного произведения. Под иллюстрацией подразумевается сложная фигуративная композиция, в сюжет которой могут быть включены один или несколько персонажей, на фоне ландшафта или в интерьере, раскрывающая основной смысл литературного произведения, время его написания и жанровую направленность.
  • Основные требования к иллюстрации: грамотное расположение изображаемых объектов, умение изображать фигуры человека в убедительно изображённом материальном окружении, органичное тональное или монохромное решение, передача эмоционального состояния героев литературного текста.
  • Абитуриент должен показать умение целостно организовать формально-композиционную и образно-пластическую структуру листа при помощи тонально пятна, ритма, фактур, текстур. В работе над иллюстрацией по выбранной тематике необходимо проявить художественное, творческое мышление, фантазию, воображение, умение увидеть и передать эмоциональную атмосферу литературного источника.

Критерии оценивания работ

Композиция

Критерий оценивания Максимальное количество баллов
Композиционное решение титульного разворота 15
Стилистическое соотношение всех элементов оформления в листе 10
Гармоничность и пропорциональность шрифтов на титуле 15
Отражение содержания произведения в иллюстрации 15
Передача плановости, пространства в иллюстрации 15
Правильность изображения фигур, костюма, интерьера 15
Качество исполнения, степень завершённости работы 15
ИТОГО 100

Примеры работ