Бакалавриат и специалитет
Порядок проведения вступительного испытания - Академический рисунок, живопись и композиция
Баллы (бюджет)
60
Баллы (внебюджет)
35
Для поступающих на направление подготовки: 54.03.01 Дизайн, 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, 54.05.03 Графика (ИГД)
- Вступительное испытание состоит из трех этапов - I. Академический рисунок, II. Живопись, III. Композиция. Каждый этап оценивается в 100-балльной шкале. Общий балл испытания рассчитывается как сумма баллов этапов, отнесенная к количеству этапов.
- Форма проведения испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
- Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.
Электронное портфолио — это папка в формате PowerPoint, в которой представлены работы абитуриента по академическому рисунку, живописи и композиции:
I. Академический рисунок
- Количество работ: 5-10.
- Формат: А2 и больше.
- Техника: графитный карандаш, уголь, сепия, соус;
наброски, зарисовки: мягкий графитный карандаш, сепия, однотонная пастель, уголь рисовальный, тушь (кисть, перо).
Необходимо предоставить на выбор:
- натюрморт, состоящий из геометрических фигур, предметов быта и одной, двух драпировок,
- розетки,
- барельефы,
- капитель,
- части лица человека, части тела человека,
- гипсовые головы,
- фигура человека сидящая или стоящая;
- наброски с фигуры человека в произвольной позе (10 –15 шт., каждый на листе формата А4).
Требования:
- Академический рисунок должен быть выполнен в соответствии с принципами конструктивного построения простых и сложных геометрических форм изображаемых объектов.
- Любой объект на рисунке, должен быть изображен с учётом линейной и воздушно-пространственной перспективы. При моделировании тоном, должно быть уделено основное внимание пространственному соподчинению форм в различных планах и ракурсах. Рисунок должен показывать ясное представление абитуриента о масштабе и пропорциях изображаемого объекта.
- В рисунке должны быть видны навыки работы выбранным материалом, владение графическими приёмами светотеневого моделирования формы.
- Рисунок должен быть выполнен в соответствии с законами композиции и показывать знания и навыки абитуриента в этой области.
- Абитуриент должен показать понимание закономерностей взаимосвязей объемов и плоскости, соподчинения частей и целого, уметь анализировать любой пространственный объект на основе соподчинения общего и частного, видеть и изображать пластические связи объектов в пространстве.
- Рисунок должен показывать, что его автор владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Критерии оценивания
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов |
Грамотное композиционное решение рисунка | 15 |
Пропорциональное соотношение предметов в листе | 15 |
Моделировка формы и деталей | 15 |
Умение владения перспективой | 15 |
Общее тональное решение работы | 15 |
Степень завершенности работы | 15 |
Качество исполнения, наличие общей графической культуры | 10 |
Итого | 100 |
II. Живопись
- Количество работ: 5-7.
- Формат: А2 и больше, до А1.
- Техника: акварель, гуашь, акрил, темпера, масло.
Жанр:
- обязательно натюрморт, состоящий из предметов быта разной фактуры, драпировок, нескольких овощей или фруктов.
- Пейзаж,
- Портрет и др. – по желанию.
Требования:
- Основные требования к живописи: композиция, построение (рисунок), работа цветом.
- Абитуриент должен показать умение работать в выбранной технике. Правильность компоновки натюрморта в выбранном формате, соблюдение пропорций. Умение организовать воздушно-пространственную среду, передавать при помощи цвета и тона материальность и объем предметов натюрморта. Показать колористическое решение натюрморта и гармоничность цветовых отношений. Передать материальность изображаемых объектов, плановость в изображении пространства.
- Размеры паспарту для живописи и станковой композиции: 5-5-5-7 (5 см сверху, справа, слева и 7 см - снизу).
Критерии оценивания
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов |
Композиционное решение натюрморта | 15 |
Пропорциональное соотношение предметов в листе | 15 |
Гармоничность цветовых отношений | 15 |
Передача материальности изображаемых предметов | 15 |
Передача плановости, пространства | 15 |
Степень завершенности работы | 15 |
Качество исполнения | 10 |
Итого | 100 |
III. Композиция
Абитуриент выполняет работу на выбор - «Эскиз костюма», «Монохромная объемно-пространственная композиция», «Плоскостная хроматическая композиция», «Станковая композиция». В приоритете должны быть работы по композиции, соответствующие профилю, на который поступает абитуриент. Остальное – на усмотрение абитуриента.
Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.
«Эскиз костюма» (для поступающих на профиль Дизайн костюма и аксессуаров)
- Количество работ: 8-12 эскизов.
- Формат: А3, прямоугольный вертикальный формат.
- Техника: акварель, гуашь, акрил, темпера, пастель, смешанная техника.
Требования:
- Абитуриент должен уметь изображать модель в правильных пропорциях, грамотно компоновать фигуру в листе. Уметь передавать цветовую гармонию и владеть графическими навыками. Важно показать умение работать в разных техниках (гуашь, температура, акварель, гелевые ручки, акварельные карандаши и др.).
- Эскизы костюма должны отражать основные стили в моде, воплощать модные тенденции одежды в соответствии с трендами сезона. Приветствуется смелость и креативность, хороший вкус и фантазия.
- Возможные темы: «Джинсовая фантазия», «Уикенд на природе», «Молодежный Street style», «Дизайнерское платье или платье мечты», «Спорт-шик», «Прогулка по городу» и так далее.
Критерии оценивания
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов |
Размещение композиции в листе в соответствии с пропорциями, модной графики | 15 |
Выявление конструктивных особенностей костюма | 15 |
Передача образа композиции | 15 |
Колористическое решение композиции | 15 |
Соответствие модным тенденциям | 15 |
Творческий поиск и оригинальное решение композиции | 15 |
Качество исполнения | 10 |
Итого | 100 |
«Плоскостная цветная композиция» (для поступающих в Институт графического дизайна)
- Количество работ: 7-10
- Формат: А5, А4
- Техника: аппликация, возможна гуашь, темпера (смешанная техника с применением карандашей, маркеров, линеров), графический редактор
Требования:
- Композиция выполняется из простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и их составляющих. Представленные работы могут быть абстрактными, фигуративными, стилизованными, с применением шрифтов.
- Композиция должна быть подчинена общим правилам компоновки, равновесия, конструктивности, обоснованности цветового решения. Необходимо образное решение работы, эксклюзивность, выразительность и современность.
- Возможные темы: «Обложка компакт-диска» (любимая музыкальная группа или исполнитель, любимый кинофильм, мультфильм), «Слово – образ» (короткие слова, касающиеся времен года, природных явлений, названия городов, стран, стили музыки), «Любимое животное», «Любимый город» и так далее.
Критерии оценивания
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов |
Размещение композиции в листе | 15 |
Передача характера композиции | 15 |
Соблюдение равновесия в композиции | 15 |
Передача образа композиции | 15 |
Колористическое решение композиции | 15 |
Степень завершенности работы | 15 |
Качество исполнения | 10 |
Итого | 100 |
«Монохромная объемно-пространственная композиция» (для поступающих на специальность Дизайн среды, интерьера)
- Количество работ: 4-5
- Формат: А2
- Техника: карандаш, мягкий рисовальный материал (сепия, ретушь, соус рисовальный), бумага белая или тонированная.
Требования:
- Из простых геометрических форм и их элементов организовать глубинно-пространственную или объемную композицию.
- Из работ должно следовать, что абитуриент владеет такими знаниями и понятиями, как симметрия, асимметрия, статика, динамика, композиционный центр, равновесие.
- В работах должно быть показано конструктивное рисование элементов со сквозным построением, передачей объема, пространства, перспективы, правильное и сбалансированное использование пятна, линии, тона.
- Возможные темы: «Глубинно-пространственная композиция из контрастных форм», «Ритм», «Вертикаль», «Горизонталь», «Ритмическое развитие формы» и так далее.
- В крайнем случае можно включить в портфолио работы по станковой композиции.
Критерии оценивания
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов |
Размещение композиции в листе | 15 |
Соблюдение равновесия в композиции | 15 |
Выявление конструктивных особенностей композиции | 15 |
Тональное решение (цельность) композиции | 15 |
Уровень владения выбранной техникой исполнения | 15 |
Степень завершенности работы | 15 |
Качество исполнения | 10 |
Итого | 100 |
«Станковая композиция»
- Количество работ 3-5 работ в тоне и 3-5 работ в цвете.
- Формат: А3
- Техника: карандаш, мягкие материалы, акварель, гуашь, темпера, масло
Требования:
- Под станковой композицией подразумевается выполнение эскиза будущей станковой картины, в действие которой могут быть включены одна или несколько фигур человека, животные, на фоне ландшафта или в интерьере.
- Основные требования к композиции: грамотное расположение изображаемых объектов, органичное цветовое и тональное решение, передача эмоционального состояния произведения.
- Абитуриент должен показать умение целостно организовать формально-композиционную и образно-пластическую структуру листа при помощи тонально-цветового пятна, ритма, фактур, текстур.
- Абитуриент должен обнаружить художественное, творческое мышление, фантазию, воображение, интерес к окружающему миру и будущей профессии, обладать колористическим видением и композиционным мышлением.
- Возможные темы: «Встреча», «Рынок», «Спорт», «В мастерской художника».
Критерии оценивания
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов |
Формально-пластическая ритмическая организация листа (размещение предметов и объектов в формате, организация композиционного центра и подчиненность ему остальных элементов, ритм, контраст, равновесие) | 15 |
Соблюдение композиционного равновесия | 15 |
Живописные, (графические) качества композиции | 15 |
Степень завершенности работы | 15 |
Качество исполнения, оригинальность творческого замысла | 15 |
Тональное решение (цельность) композиции | 15 |
Использование текстур, фактур, художественных приемов | 10 |
Итого | 100 |