Бакалавриат и специалитет
Порядок проведения профессионального испытания (ВШПМ)
Баллы
35
Для поступающих на специальность 54.05.03 «Графика» Высшей школы печати и медиатехнологий
На места финансируемые из федерального бюджета
Вступительные испытания проводятся очно с личным присутствием в аудитории (в случае, если это не противоречит постановлениям губернатора Санкт-Петербурга, издаваемым в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)», исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)).
Допуск к вступительному испытанию
До начала профессионального испытания абитуриент должен представить в общей сложности 10 работ в разных техниках в предметную комиссию для получения допуска к испытанию:
- по рисунку – по профилю вступительных экзаменов (рисунки гипсовых слепков) или портреты взрослого человека (2-4 рисунка);
- по живописи – в любой технике – (акварель, гуашь, темпера и среди них – по теме вступительного экзамена –2-4 натюрморта);
- по композиции – эскизы иллюстраций в любой технике и карандаше, черно-белые по темам русской и зарубежной литературной классики и эскизы надписей, демонстрирующие практические навыки (кроме плакатного пера) в карандаше или тушью, пером.
Работы по рисунку, живописи и композиции должны конкретно отображать пространственные, конструктивные и цветовые качества реальности.
Допуск проводится 07, 08 и 10 июля с 14:00 до 17:00 по МСК по адресу: Санкт-Петербург, пер. Джамбула, д.13, Высшая школа печати и медиатехнологий СПбГУПТД.
Получившие допуск абитуриенты, имеют право участвовать в профессиональном испытании.
Проведение очного профессионального испытания:
- Профессиональное испытание состоит из трех туров: рисунок, живопись, композиция.
- Все оценки по каждому туру выставляются по 100-балльной шкале.
- Общий балл за профессиональное испытание рассчитывается как среднее арифметическое значение (сумма баллов, полученных за каждый тур, отнесенная к количеству туров).
- Испытания являются творческим состязанием абитуриентов для определения наиболее одаренных и подготовленных к профессиональной творческой деятельности.
Абитуриент должен иметь при себе:
- бумагу, натянутую на планшет для рисунка размером 40х50 см или 50х60 см для основной работы
- бумагу, натянутую на планшет для живописи размером 50х60 см для основной работы
- карандаши различной мягкости;
- кнопки в достаточном количестве;
- краски, кисти, губку;
- банку для воды.
Рисунок
- Время выполнения: по 4 академических часа (180 минут) в течение 2-х дней. Итого 360 минут.
- Абитуриенты рисуют гипсовый слепок головы с античного образца. Основное внимание при оценке работ обращается на достоверность изображения, правильную передачу пропорций и тональных отношений, общую пластику и характер модели. Техника исполнения – карандаш.
Живопись
- Время выполнения: по 4 академических часа (180 минут) в течение 2-х дней. Итого 360 минут.
- Абитуриенты пишут натюрморт из нескольких предметов. При оценке работ по живописи, основное внимание обращается на точность объемно-пространственных построений, гармонию цветовых отношений, целостность композиционного решения и материальность в передаче изображения предметов. Техника исполнения – акварель, гуашь, темпера, формат бумаги (А2).
Композиция
- Время выполнения: по 5 академических часов (225 минут) в течение 2-х дней. Итого 450 минут.
- Абитуриенты выполняют титульный разворот, состоящий из фронтисписа (иллюстрация) и титульного листа по одной из трёх предложенных тем.
Темы для выполнения задания по композиции выдаются после окончания предыдущего экзамена, на консультации по композиции. - Титульный разворот выполняется в аудитории на заданную литературную тему, состоящую из изобразительно-иллюстративных и шрифтовых элементов. В его структуру входят: иллюстрация, раскрывающая характер содержания литературного произведения, фамилия автора книги, ее название, текстовой информационный блок с названием издательства и годом выпуска книги.
- В шрифтовой части композиции фамилия автора и название выполняются тушью, остальные текстовые блоки могут быть намечены карандашом. Решение сюжетно-иллюстративной части композиции – черно-белое с возможным включением одного или двух цветов.
- Основное внимание при оценке работ уделяется умению абитуриента грамотно продумать и скомпоновать иллюстративную и шрифтовую часть композиции, а также их художественно-техническому исполнению. Кроме того, особое внимание обращается на умение работать по представлению, грамотно передать пространственную среду изображаемого сюжета с учетом размещения фигур и масштаба предметов, показать знание эпохи и черты ее материальной культуры.
- Техника исполнения – тушь, перо, кисть, акварель, карандаш, бумага (А2).
На экзамене по композиции абитуриент должен иметь при себе:
- бумагу формата А-2 или 2 листа бумаги формата A-3 для основной работы, бумагу для эскизов и набросков, кальку для работы со шрифтом;
- линейку для шрифта;
- гелевые или шариковые ручки, рапидографы для выполнения шрифтовой композиции;
- карандаши различной мягкости;
- графические материалы в достаточном количестве для выполнения иллюстрации.
- бумагу формата А-1 (1 лист) для оформления композиции на выставку.
На места с оплатой стоимости обучения
Форма проведения профессионального испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
Профессиональное испытание состоит из трех этапов - 1. Рисунок, 2. Живопись, 3. Композиция. Каждый этап оценивается в 100-балльной шкале. Общий балл профессионального испытания рассчитывается как сумма баллов этапов, отнесенная к количеству этапов. Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается также общее художественное впечатление от портфолио.
Электронное портфолио должно содержать 3 папки в формате PowerPoint:
Испытания являются творческим состязанием абитуриентов для определения наиболее одаренных и подготовленных к профессиональной творческой деятельности.
Рисунок
- Формат - А-2 и больше.
Фотографии предоставляются вместе с масштабной линейкой. - Техника - графитный карандаш, уголь, сепия, соус;
Требования:
- Общее количество работ – 5-10, из них необходимо предоставить тональный рисунок классической гипсовой головы или портрет взрослого человека (2-4 рисунка).
- Рисунок должен быть выполнен в соответствии с принципами конструктивного построения простых и сложных геометрических форм изображаемых объектов.
- Любой объект на рисунке, должен быть изображен с учётом линейной и воздушно-пространственной перспективы. При моделировании тоном, должно быть уделено основное внимание пространственному соподчинению форм в различных планах и ракурсах. Рисунок должен показывать ясное представление абитуриента о масштабе и пропорциях изображаемого объекта.
- В рисунке должны быть видны навыки работы выбранным материалом, владение графическими приёмами светотеневого моделирования формы. Рисунок должен быть выполнен в соответствии с законами композиции и показывать знания и навыки абитуриента в этой области.
- Абитуриент должен показать понимание закономерностей взаимосвязи объемов и плоскости, соподчинения частей и целого, уметь анализировать любой пространственный объект на основе соподчинения общего и частного, видеть и изображать пластические связи объектов в пространстве.
- Рисунок должен показывать, что его автор владеет культурой творческого мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Живопись
- Количество работ - 3-4.
- Формат - А-2 и больше, до А-1.
Фотографии предоставляются вместе с масштабной линейкой. - Техника - акварель, гуашь, акрил, темпера, масло
- Жанр - обязательно натюрморт, состоящий из предметов быта разной фактуры, драпировок, нескольких овощей или фруктов. Пейзаж, портрет и др. – по желанию
Требования:
- Основные требования к живописи: композиция, построение (рисунок), работа с цветом. Абитуриент должен показать умение работать в выбранной технике, правильно скомпоновать натюрморт в выбранном формате, отразить понимание соблюдения пропорций.
- В живописном этюде натюрморта необходимо показать умение организовать воздушно-пространственную среду, плановость в изображении пространства, передать при помощи цвета и тона материальность и объем предметов. Колористическое решение натюрморта и гармоничность цветовых отношений должны отразить не только понимание законов цветоведения, но и творческий замысел автора.
- Живописные работы должны быть оформлены в паспарту шириной 3-5 см.
Композиция
- Фотографии работ предоставляются вместе с масштабной линейкой.
- На конкурсом экзамене по композиции необходимо выполнить титульный разворот на одну из заданных тем на формате бумаги А-2.
- Темы для композиции будут опубликованы на сайте приемной комиссии не ранее 19 июля.
- Техника для титульного листа – тушь, перо, рапидограф.
- Техника для фронтисписа - тушь, перо, кисть, отмывка, карандаши, мягкие материалы, маркеры.
Требования:
- Титульный разворот содержит титульный лист и иллюстрацию на фронтисписе. Формат А-3 для титульного листа и формат А-3 для иллюстрации.
- На титульном листе должны быть указаны: автор произведения, название, жанр и издательство (материалы: тушь, перо, рапидограф).
- Используются 3 основные гарнитуры: классическая антиква, новая антиква, гротеск (рубленный шрифт). Гарнитуры подбираются согласно выбранной теме и должны учитывать стиль произведения и время его написания.
- Основное требование к выполнению титульного листа: грамотное расположение шрифтовой композиции в формате листа бумаги и демонстрация умения организовать масштабную, стилистическую и тональную взаимосвязь с фронтисписом. Абитуриент должен также показать понимание закономерностей построения выбранной гарнитуры шрифта, умение анализировать пространственное расположение шрифтовых надписей, организовывать их связи и соподчинение.
- Фронтисписом является иллюстрация, которая обобщает содержание всего литературного произведения. Под иллюстрацией подразумевается сложная фигуративная композиция, в сюжет которой могут быть включены один или несколько персонажей, на фоне ландшафта или в интерьере, раскрывающая основной смысл литературного произведения, время его написания и жанровую направленность.
- Основные требования к иллюстрации: грамотное расположение изображаемых объектов, умение изображать фигуры человека в убедительно изображённом материальном окружении, органичное тональное или монохромное решение, передача эмоционального состояния героев литературного текста.
- Абитуриент должен показать умение целостно организовать формально-композиционную и образно-пластическую структуру листа при помощи тонально пятна, ритма, фактур, текстур. В работе над иллюстрацией по выбранной тематике необходимо проявить художественное, творческое мышление, фантазию, воображение, умение увидеть и передать эмоциональную атмосферу литературного источника.
Критерии оценивания работ
Рисунок
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов |
Грамотное композиционное решение рисунка | 15 |
Пропорциональное соотношение предметов в листе | 10 |
Моделировка формы и деталей | 15 |
Умение владения перспективой | 15 |
Общее тональное решение работы | 15 |
Степень завершенности работы | 15 |
Качество исполнения, наличие общей графической культуры | 15 |
ИТОГО | 100 |
Живопись
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов |
Композиционное решение натюрморта | 15 |
Пропорциональное соотношение предметов в листе | 10 |
Гармоничность цветовых отношений | 15 |
Передача материальности изображаемых предметов | 15 |
Передача плановости, пространства | 15 |
Степень завершенности работы | 15 |
Качество исполнения | 15 |
ИТОГО | 100 |
Композиция
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов |
Композиционное решение титульного разворота | 15 |
Стилистическое соотношение всех элементов оформления в листе | 10 |
Гармоничность и пропорциональность шрифтов на титуле | 15 |
Отражение содержания произведения в иллюстрации | 15 |
Передача плановости, пространства в иллюстрации | 15 |
Правильность изображения фигур, костюма, интерьера | 15 |
Качество исполнения, степень завершённости работы | 15 |
ИТОГО | 100 |