Бакалавриат и специалитет

Порядок проведения профессионального испытания (рисунок, живопись, композиция) (ВШПМ)

Баллы
35

Для поступающих на специальность 54.05.03 «Графика» Высшей школы печати и медиатехнологий

На места финансируемые из федерального бюджета

Вступительные испытания проводятся очно с личным присутствием в аудитории (в случае, если это не противоречит постановлениям губернатора Санкт-Петербурга, издаваемым в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)», исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)).

Допуск к вступительному испытанию

До начала профессионального испытания абитуриент должен представить в общей сложности 10 работ в разных техниках в предметную комиссию для получения допуска к испытанию:

  • по рисунку – по профилю вступительных экзаменов (рисунки гипсовых слепков) или портреты взрослого человека (2-4 рисунка);
  • по живописи – в любой технике – (акварель, гуашь, темпера и среди них – по теме вступительного экзамена –2-4 натюрморта);
  • по композиции – эскизы иллюстраций в любой технике и карандаше, черно-белые по темам русской и зарубежной литературной классики и эскизы надписей, демонстрирующие практические навыки (кроме плакатного пера) в карандаше или тушью, пером.

Работы по рисунку, живописи и композиции должны конкретно отображать пространственные, конструктивные и цветовые качества реальности.

Допуск проводится 06, 07 и 08 июля с 14:00 до 17:00 по адресу: Санкт-Петербург, пер. Джамбула, д.13, Высшая школа печати и медиатехнологий СПбГУПТД.
Получившие допуск абитуриенты, имеют право участвовать в профессиональном испытании.

Проведение очного профессионального испытания:

  • Профессиональное испытание состоит из трех туров: рисунок, живопись, композиция.
  • Все оценки по каждому туру выставляются по 100-балльной шкале.
  • Общий балл за профессиональное испытание рассчитывается как среднее арифметическое значение (сумма баллов, полученных за каждый тур, отнесенная к количеству туров).
  • Испытания являются творческим состязанием абитуриентов для определения наиболее одаренных и подготовленных к профессиональной творческой деятельности.

Абитуриент должен иметь при себе:

  • бумагу, натянутую на планшет для рисунка размером 40х50 см или 50х60 см для основной работы
  • бумагу, натянутую на планшет для живописи размером 50х60 см для основной работы
  • карандаши различной мягкости;
  • кнопки в достаточном количестве;
  • краски, кисти, губку;
  • банку для воды.

Рисунок

  • Время выполнения: по 4 академических часа (180 минут) в течение 2-х дней. Итого 360 минут.
  • Абитуриенты рисуют гипсовый слепок головы с античного образца. Основное внимание при оценке работ обращается на достоверность изображения, правильную передачу пропорций и тональных отношений, общую пластику и характер модели. Техника исполнения – карандаш.

Живопись

  • Время выполнения: по 4 академических часа (180 минут) в течение 2-х дней. Итого 360 минут.
  • Абитуриенты пишут натюрморт из нескольких предметов. При оценке работ по живописи, основное внимание обращается на точность объемно-пространственных построений, гармонию цветовых отношений, целостность композиционного решения и материальность в передаче изображения предметов. Техника исполнения – акварель, гуашь, темпера, формат бумаги (А2).

Композиция

  • Время выполнения: по 5 академических часов (225 минут) в течение 2-х дней. Итого 450 минут.
  • Абитуриенты выполняют титульный разворот, состоящий из фронтисписа (иллюстрация) и титульного листа по одной из трёх предложенных тем.
    Темы для выполнения задания по композиции выдаются после окончания предыдущего экзамена, на консультации по композиции.
  • Титульный разворот выполняется в аудитории на заданную литературную тему, состоящую из изобразительно-иллюстративных и шрифтовых элементов. В его структуру входят: иллюстрация, раскрывающая характер содержания литературного произведения, фамилия автора книги, ее название, текстовой информационный блок с названием издательства и годом выпуска книги.
  • В шрифтовой части композиции фамилия автора и название выполняются тушью, остальные текстовые блоки могут быть намечены карандашом. Решение сюжетно-иллюстративной части композиции – черно-белое с возможным включением одного или двух цветов.
  • Основное внимание при оценке работ уделяется умению абитуриента грамотно продумать и скомпоновать иллюстративную и шрифтовую часть композиции, а также их художественно-техническому исполнению. Кроме того, особое внимание обращается на умение работать по представлению, грамотно передать пространственную среду изображаемого сюжета с учетом размещения фигур и масштаба предметов, показать знание эпохи и черты ее материальной культуры.
  • Техника исполнения – тушь, перо, кисть, акварель, карандаш, бумага (А2).

На экзамене по композиции абитуриент должен иметь при себе:

  • бумагу формата А-2 или 2 листа бумаги формата A-3 для основной работы, бумагу для эскизов и набросков, кальку для работы со шрифтом;
  • линейку для шрифта;
  • гелевые или шариковые ручки, рапидографы для выполнения шрифтовой композиции;
  • карандаши различной мягкости;
  • графические материалы в достаточном количестве для выполнения иллюстрации.
  • бумагу формата А-1 (1 лист) для оформления композиции на выставку.

На места с оплатой стоимости обучения

Форма проведения профессионального испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.

Профессиональное испытание состоит из трех этапов - 1. Рисунок, 2. Живопись, 3. Композиция. Каждый этап оценивается в 100-балльной шкале. Общий балл профессионального испытания рассчитывается как сумма баллов этапов, отнесенная к количеству этапов. Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается также общее художественное впечатление от портфолио.

Электронное портфолио должно содержать 3 папки в формате PowerPoint:

Испытания являются творческим состязанием абитуриентов для определения наиболее одаренных и подготовленных к профессиональной творческой деятельности.

Рисунок

  • Формат - А-2 и больше.
    Фотографии предоставляются вместе с масштабной линейкой.
  • Техника - графитный карандаш, уголь, сепия, соус;

Требования:

  • Общее количество работ – 5-10, из них необходимо предоставить тональный рисунок классической гипсовой головы или портрет взрослого человека (2-4 рисунка).
  • Рисунок должен быть выполнен в соответствии с принципами конструктивного построения простых и сложных геометрических форм изображаемых объектов.
  • Любой объект на рисунке, должен быть изображен с учётом линейной и воздушно-пространственной перспективы. При моделировании тоном, должно быть уделено основное внимание пространственному соподчинению форм в различных планах и ракурсах. Рисунок должен показывать ясное представление абитуриента о масштабе и пропорциях изображаемого объекта.
  • В рисунке должны быть видны навыки работы выбранным материалом, владение графическими приёмами светотеневого моделирования формы. Рисунок должен быть выполнен в соответствии с законами композиции и показывать знания и навыки абитуриента в этой области.
  • Абитуриент должен показать понимание закономерностей взаимосвязи объемов и плоскости, соподчинения частей и целого, уметь анализировать любой пространственный объект на основе соподчинения общего и частного, видеть и изображать пластические связи объектов в пространстве.
  • Рисунок должен показывать, что его автор владеет культурой творческого мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Живопись

  • Количество работ - 3-4.
  • Формат - А-2 и больше, до А-1.
    Фотографии предоставляются вместе с масштабной линейкой.
  • Техника - акварель, гуашь, акрил, темпера, масло
  • Жанр - обязательно натюрморт, состоящий из предметов быта разной фактуры, драпировок, нескольких овощей или фруктов. Пейзаж, портрет и др. – по желанию

Требования:

  • Основные требования к живописи: композиция, построение (рисунок), работа с цветом. Абитуриент должен показать умение работать в выбранной технике, правильно скомпоновать натюрморт в выбранном формате, отразить понимание соблюдения пропорций.
  • В живописном этюде натюрморта необходимо показать умение организовать воздушно-пространственную среду, плановость в изображении пространства, передать при помощи цвета и тона материальность и объем предметов. Колористическое решение натюрморта и гармоничность цветовых отношений должны отразить не только понимание законов цветоведения, но и творческий замысел автора.
  • Живописные работы должны быть оформлены в паспарту шириной 3-5 см.

Композиция

  • Фотографии работ предоставляются вместе с масштабной линейкой.
  • На конкурсом экзамене по композиции необходимо выполнить титульный разворот на одну из заданных тем на формате бумаги А-2.
  • Темы для композиции будут опубликованы на сайте приемной комиссии не ранее 10 июля.
  • Техника для титульного листа – тушь, перо, рапидограф.
  • Техника для фронтисписа - тушь, перо, кисть, отмывка, карандаши, мягкие материалы, маркеры.

Требования:

  • Титульный разворот содержит титульный лист и иллюстрацию на фронтисписе. Формат А-3 для титульного листа и формат А-3 для иллюстрации.
  • На титульном листе должны быть указаны: автор произведения, название, жанр и издательство (материалы: тушь, перо, рапидограф).
  • Используются 3 основные гарнитуры: классическая антиква, новая антиква, гротеск (рубленный шрифт). Гарнитуры подбираются согласно выбранной теме и должны учитывать стиль произведения и время его написания.
  • Основное требование к выполнению титульного листа: грамотное расположение шрифтовой композиции в формате листа бумаги и демонстрация умения организовать масштабную, стилистическую и тональную взаимосвязь с фронтисписом. Абитуриент должен также показать понимание закономерностей построения выбранной гарнитуры шрифта, умение анализировать пространственное расположение шрифтовых надписей, организовывать их связи и соподчинение.
  • Фронтисписом является иллюстрация, которая обобщает содержание всего литературного произведения. Под иллюстрацией подразумевается сложная фигуративная композиция, в сюжет которой могут быть включены один или несколько персонажей, на фоне ландшафта или в интерьере, раскрывающая основной смысл литературного произведения, время его написания и жанровую направленность.
  • Основные требования к иллюстрации: грамотное расположение изображаемых объектов, умение изображать фигуры человека в убедительно изображённом материальном окружении, органичное тональное или монохромное решение, передача эмоционального состояния героев литературного текста.
  • Абитуриент должен показать умение целостно организовать формально-композиционную и образно-пластическую структуру листа при помощи тонально пятна, ритма, фактур, текстур. В работе над иллюстрацией по выбранной тематике необходимо проявить художественное, творческое мышление, фантазию, воображение, умение увидеть и передать эмоциональную атмосферу литературного источника.

Критерии оценивания работ

Рисунок

Критерий оценивания Максимальное количество баллов
Грамотное композиционное решение рисунка 15
Пропорциональное соотношение предметов в листе 10
Моделировка формы и деталей 15
Умение владения перспективой 15
Общее тональное решение работы 15
Степень завершенности работы 15
Качество исполнения, наличие общей графической культуры 15
ИТОГО 100

Живопись

Критерий оценивания Максимальное количество баллов
Композиционное решение натюрморта 15
Пропорциональное соотношение предметов в листе 10
Гармоничность цветовых отношений 15
Передача материальности изображаемых предметов 15
Передача плановости, пространства 15
Степень завершенности работы 15
Качество исполнения 15
ИТОГО 100

Композиция

Критерий оценивания Максимальное количество баллов
Композиционное решение титульного разворота 15
Стилистическое соотношение всех элементов оформления в листе 10
Гармоничность и пропорциональность шрифтов на титуле 15
Отражение содержания произведения в иллюстрации 15
Передача плановости, пространства в иллюстрации 15
Правильность изображения фигур, костюма, интерьера 15
Качество исполнения, степень завершённости работы 15
ИТОГО 100

Примеры работ