Бакалавриат и специалитет

Порядок проведения вступительного испытания — история культуры

Требуется при поступлении на бюджет

Баллы
50

Для поступающих на направление подготовки: 54.03.01 Дизайн, 54.05.03 Графика (ИГД)

Программа дополнительного вступительного испытания творческой направленности «История культуры» предусматривает рассмотрение достижений культуры на разных этапах развития человечества в хронологической последовательности – от культуры античности до культуры ХХ века, основываясь на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. В рамках данного испытания акцентируется внимание на таких основных компонентах мировой культуры, как: мифологические и религиозные представления, научные знания, письменность и образование, устное народное творчество и литература, изобразительное искусство и архитектура, театр и музыка. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с мировой культурой, что даёт возможность по достоинству оценить её потенциал, уникальность и значимость.

Программа испытания ориентирована на курс «Мировая художественная культура», являющийся федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа дополнительного вступительного испытания творческой направленности «История искусства и культуры» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования, на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой культуре и искусстве, их месте в жизни общества и каждого человека, логике развития в исторической перспективе.

 

Форма проведения вступительного испытания на места, финансируемые из федерального бюджета

  • Вступительный экзамен по истории культуры проводится в письменной форме с применением дистанционных технологий (компьютерного тестирования) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
  • Длительность экзамена – 2,5 часа (150 минут).
  • Каждый билет состоит из 8-ми тестовых заданий и 2-х вопросов, требующих развернутый ответ (первый вопрос – по зарубежному искусству и культуре, второй – по русскому).
  • Шкала оценивания – 100-балльная.

1.Перечень тем

    Зарубежное искусство

  • Искусство и культура античного мира (Древняя Греция и Древний Рим)
  • Искусство и культура средневековой Западной Европы
  • Искусство и культура Византии
  • Искусство и культура эпохи Возрождения
  • Западноевропейское искусство ХVII – ХVIII вв.
  • Искусство и культура стран западной Европы в ХIХ веке
  • Западноевропейское искусство и культура ХХ века
  • Отечественное искусство

  • Искусство и культура Древней Руси
  • Искусство и культура Московского государства
  • Русское искусство и культура ХVIII вв.
  • Русское искусство и культура ХIХ вв.
  • Отечественное искусство и культура ХХ века

2. Вопросы для развернутого ответа

2.1 Вопросы по зарубежному искусству и культуре 

  • Архитектура и скульптура Древней Греции
  • Литература и театр Древней Греции
  • Архитектура Древнего Рима
  • Изобразительное искусство Древнего Рима
  • Литература Древнего Рима
  • Зарождение и распространение христианства, и его влияние на европейскую средневековую культуру
  • Архитектура и изобразительное искусство Византии
  • Литература средневековой Западной Европы
  • Романский стиль – первый общеевропейский художественный стиль в искусстве
  • Готическое искусство (архитектура и скульптура)
  • Выдающиеся деятели Проторенессанса и Раннего Возрождения в Италии
  • Титаны итальянского Возрождения
  • Литература и театр эпохи Возрождения
  • Барокко и рококо в западноевропейском искусстве ХVII – ХVIII вв.
  • Литература европейского Просвещения
  • Классицизм в европейской культуре, его сущность и основные этапы развития
  • Романтизм – новое идейное и художественное направление в культуре ХIХ в.
  • Реализм как творческий процесс и художественный метод в искусстве европейских стран ХIХ в.
  • Импрессионизм
  • Постимпрессионизм
  • Направления в европейской архитектуре первой половины ХХ в.
  • Авангардные направления в изобразительном искусстве первой половины ХХ в.

2.2 Вопросы по отечественному искусству и культуре 

  • Мифология и изобразительное искусство древних славян
  • Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие культуры и искусства
  • Памятники литературного творчества Древней Руси в IХ – ХIII вв.
  • Архитектура Древней Руси в IХ – ХIII вв.
  • Просвещение и литература в Московской Руси (ХIV – ХVII вв.)
  • Архитектура Московской Руси в XIV – ХVII вв.
  • Русская иконопись и монументальное искусство в ХIV – ХVII вв.
  • Декоративно-прикладное искусство средневековой Руси
  • Основание Петербурга и его роль в истории России
  • Архитектура Петербурга ХVIII в.
  • М.В. Ломоносов и его вклад в русскую науку и культуру
  • Изобразительное искусство России в ХVIII в.
  • «Золотой век» русской литературы
  • Реализм в русской литературе второй половины XIX – начала XX в.
  • Русская архитектура ХIХ в.
  • Русское изобразительное искусство первой половины XIX в.
  • Творчество художников-передвижников
  • Музыкальное искусство России в XIX в.
  • «Серебряный век» русской культуры
  • Художественные направления в отечественном искусстве в 20-е гг. XX в.
  • Судьбы творческой интеллигенции в первые годы Советской власти Культурная революция в СССР в 1920 – 1930-е гг.
  • Социалистический реализм в советском изобразительном искусстве
  • Отечественное искусство в период «оттепели».

 

Список рекомендуемой литературы для подготовки к вступительному испытанию

 

1. Основная литература

Учебники по мировой художественной культуре для 10 – 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.;
  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.;
  3. Караськова О.В. Средние века. Возрождение. – СПб.: КОРОНА принт, 2003.– 416с.
  4. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 кл. В 2-х ч. Ч. 1: [учебник] / Л.А. Ра-пацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 375 с.; Ч. 2: Русская художественная культура: [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 315 с.;
  5. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 кл. В 2-х ч. Ч. 1: [учебник] / Л.А. Ра-пацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 384 с.; Ч. 2: [учебник] / Л.А. Рапац-кая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 320 с.
  6. Срабова О.Ю. Древний мир: Первобытное общество. Месопотамия. Древний Египет. Эгей-ский мир. Древняя Греция. Древний Рим. – СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2007. – 352 с.; Срабова О.Ю. Новое время. Западная Европа ХVII – ХIХ вв.: Учеб. пособие / Под ред. Ю.В. Лобановой. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 432 с.
  7. Солодовникова Ю.А. Мировая художественная культура. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.А. Солодовникова. – М.: Просвещение, 2009. – 304 с.

2. Дополнительная литература

  1. Алленов М.М. Русское искусство ХVIII – начала ХХ вв. – М.: Трилистник, 2000.
  2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС, Галарт, 2009. – 624 с.
  3. История искусства: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. – М.: Искусство ХХI век, Республика, 2003. - 672с.
  4. История искусств с древнейших времен до классицизма. Энциклопедия / Председатель науч-но-ред. совета академик РАН Чубарьян А.О. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640 с.
  5. Лифшиц Л.И. Русское искусство Х – ХVII вв. – М.: Трилистник, 2000.
  6. Любимов Л.Д. История мирового искусства. Древняя мир. Древняя Русь. Западная Европа / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2007. – 543 с.; Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 240 с.
  7. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 506 с.
  8. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – СПб.: Азбука классики, 2002.

Баллы и критерии оценивания


Задание № 1-5: по 4 балла за правильный выбор ответа из четырех предложенных вариантов;

Задание № 6: 6 баллов за правильную формулировку открытого ответа;

Задание № 7: 3, 6 или 12 баллов за правильную хронологическую последовательность;

Задание № 8: 3, 6, 9 или 12 баллов за правильное соотнесение.

Задание № 9 и № 10 – максимально по 25 баллов.

1. Соответствие заданию содержания ответа, понимание темы, стиля или направления в искусстве, места и роли эпохи в развитии культуры.

  • содержание ответа не соответствует заданию – 0 баллов;
  • содержание ответа минимально соответствует заданию – 1 балл; содержание ответа частично соответствует заданию – 3 балла;
  • содержание полностью соответствует заданию – 5 баллов.

2. Стройность структуры и разделов, логичность и последовательность работы.

  • ответ не структурирован и мысль не развивается - 0 баллов;
  • структура ответа не позволяет раскрыть тему, есть очевидные нарушения
  • последовательности – 1 балл;
  • структура ответа частично раскрывает тему, мысль развивается в целом логично и после-довательно, но с недочетами – 3 балла;
  • структура работы полностью соответствует теме, изложение материала отличает убедительность, логичность – 5 баллов.

3. Знание произведений мировой культуры и искусства, имен авторов, места, времени и истории их создания. Проявленная эрудиция.

  • нет знаний - 0 баллов;
  • фрагментарные, отрывочные знания – 1 балл;
  • знания с отдельными недостатками с точки зрения раскрытия заданной темы – 3 балла;
  • максимально полное знание – 5 баллов.

4. Умение аналитически рассказать о культурной эпохе, произведениях искусства: сопоставлять, сравнивать, анализировать, давать оценки.

  • отсутствие сопоставления, сравнения - 0 баллов; наличие сопоставления – 1 балл;
  • обоснованное сопоставление и анализ – 3 балла;
  • обоснованное оригинальное сопоставление, опора на оценки исследователей – 5 баллов.

5. Личностная позиция, аргументация, мотивировка суждений.

  • нет аргументации - 0 баллов;
  • частичная, фрагментарная аргументация – 1 балл;
  • достаточная аргументация, но с незначительными недочетами – 3 балла;
  • разносторонняя, убедительная аргументация – 5 баллов.

Общий максимальный балл – 100.