Бакалавриат и специалитет

Порядок проведения вступительного испытания — литература

Баллы
40

Вступительное испытание ориентировано на уровень знаний, определённый примерной программой вступительных экзаменов по литературе, разработанной Министерством науки и высшего образования РФ, на базе курса по литературе для основной и полной средней школы.

Вступительные испытания на базе профессионального образования проводятся в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ среднего профессионального образования, родственных программам бакалавриата, на обучение по которым осуществляется прием.

Форма проведения вступительного испытания

  • Вступительный экзамен по литературе проводится в письменной форме с применением дистанционных технологий (компьютерного тестирования) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания (кроме направлений подготовки ВШТЭ).
  • Длительность экзамена – 2,5 часа (150 минут).
  • Каждый вариант состоит из 5 тестовых заданий и развернутого ответа (объем 150-200 слов) на один из  пяти предложенных вопросов.

Тестовые задания 1-5 направлены, в первую очередь, на выявление уровня знания текстов художественных произведений русских писателей и владения теоретико-литературными знаниями.

Они включают в себя определение автора и названия текста по фрагменту, установление соответствий «герой - произведение», «герой - высказывание», «герой-предметная деталь», характеристику средств выразительности.

Чтобы успешно выполнить тестовые задания, абитуриент должен находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, выявлять особенности языка и стиля писателя, определять родо-жанровую специфику художественного произведения, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, пользоваться основными теоретико-литературными терминами и  понятиями, свободно ориентироваться в текстах произведений; знать героев основных произведений русской классики, узнавать персонажей по их портретным и речевым характеристикам, устанавливать связь между персонажем произведения и окружающим его предметным миром.

Задание 6 предполагает создание полноформатного связного высказывания­ на литературную тему, сформулированную в виде про­блемного вопроса (одного из пяти предложенных по выбору абитуриента). Приступая к выполнению задания, абитуриент выбирает один из пяти предложенных проблемных вопросов и дает на него письменный развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 150 слов). Вопросы будут соотнесены с древнерусской литературой, произведениями классики XVIII века и первой половины XIX в., с произведениями второй половины XIX в., рубежа XIX-XX веков, ХХ веком. Можно выбрать именно ту эпоху развития русской литературы, которая кажется наиболее интересной. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

При оценке письменного ответа на вопрос учитываются:

  • правильность, полнота и точность ответа; глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе, знание текста художественного произведения, историко-культурная эрудиция.
    уровень владения теоретико-литературными знаниями;
  • владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие; восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать
  • поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства
  • язык и стиль изложения; композиционная стройность, логичность, ясность, образность языка.
  • следование нормам речи.

Шкала оценивания – 100-балльная.

Для выполнения задания абитуриенту выдается бланк ответов, включающий в себя титульный лист, чистовик и черновик. Черновики выполненных заданий не проверяются и не являются предметом апелляции.

Абитуриент должен показать:

  • знание текста перечисленных ниже художественных произведений;
  • умение воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел.
     

Абитуриент должен уметь:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное единство;
  • характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: род и жанр произведения, тему, замысел автора, основных героев, особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов, сцен в их взаимосвязи, роль портрета, пейзажа, особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображенному и давать произведению личностную оценку;
  • выражать свое восприятие и понимание образов и мотивов лирического произведения и давать ему личностную оценку;
  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем написания.

Программы вступительного испытания для поступающих на базе среднего профессионального образования

Литература и искусство