Бакалавриат и специалитет

Порядок проведения вступительного испытания — математика

Баллы
39

Вступительное испытание ориентировано на уровень знаний, определённый примерной программой вступительных экзаменов по математике, разработанной Министерством науки и высшего образования РФ, на базе курса по математике для основной и полной средней школы.

Вступительные испытания на базе профессионального образования проводятся в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ среднего профессионального образования, родственных программам бакалавриата, на обучение по которым осуществляется прием.

Форма проведения вступительного испытания

  • Вступительный экзамен по математике проводится в виде письменной работы с применением дистанционных технологий (компьютерного тестирования) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания (кроме направлений подготовки ВШТЭ).
  • Длительность экзамена – 2,5 часа (150 минут).
  • Каждый вариант состоит из 10 заданий по различным разделам математики.
  • Шкала оценивания – 100-балльная.
  • Пользоваться калькуляторами не разрешается.
  • Абитуриент не позднее чем через 10 минут после завершения задания должен загрузить на платформу фотографии черновиков с решениями заданий. Без черновиков работа не проверяется.

Абитуриент должен знать и уметь:

  • проводить тождественные преобразования многочленов, дробей, содержащих переменные, выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции;
  • производить арифметические действия над числами, заданными в виде обыкновенных и десятичных дробей; с требуемой точностью округлять данные числа и результаты вычислений; пользоваться калькуляторами или таблицами для вычислений;
  • строить графики линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций;
  • решать уравнения и неравенства первой и второй степени, уравнения и неравенства, приводящиеся к ним; решать системы уравнений и неравенств первой и второй степени и приводящиеся к ним;
  • решать простейшие уравнения и неравенства, содержащие степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции;
  • решать задачи на составление уравнений и систем уравнений;
  • использовать геометрические представления при решении алгебраических задач, а методы алгебры и тригонометрии применять при решении геометрических задач.

Программа вступительного испытания

1. Основные математические понятия и факты (Арифметика, алгебра и начала анализа)

  • Натуральные числа (N). Простые и составные числа. Делитель, кратное. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
  • Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
  • Целые числа (Z). Рациональные числа (Q), их сложение, вычитание, умножение и деление. Сравнение рациональных чисел.
  • Действительные числа (К), их представление в виде десятичных дробей. Изображение чисел на прямой. Модуль действительного числа, его геометрический смысл.
  • Числовые выражения. Выражения с переменными. Формулы сокращенного умножения. Степень с натуральным и рациональным показателем. Арифметический корень.
  • Логарифмы и их свойства.
  • Одночлен и многочлен.
  • Многочлен с одной переменной. Корень многочлена на примере квадратного трехчлена..
  • Понятие функции. Способы задания функции. Область определения. Множество значений функции.
  • График функции. Возрастание и убывание функции; периодичность, четность, нечетность.
  • Достаточное условие возрастания (убывания) функции на промежутке. Понятие экстремума функции (теорема Ферма). Достаточное условие экстремума. Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке.
  • Определение и основные свойства функций: линейной y = kх + b, квадратичной у = ахˆ2 +bx + с, степенной у = ахˆn (n ∈ N), у = k/х, показательной у=аˆх, логарифмической у = lоgах,
  • тригонометрических: у = sin х, у = соs х, у = tg х, арифметического корня y = √ x.
  • Уравнение. Корни уравнения. Понятие о равносильных уравнениях.
  • Неравенства. Решение неравенств. Понятие о равносильных неравенствах.
  • Системы уравнений и неравенств. Решения системы.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий.
  • Синус и косинус суммы и разности двух аргументов (формулы).
  • Преобразование в произведение sin(α) ± sin(β), cos(α) ± cos(β).
  • Определение производной. Ее физический и геометрический смысл. Производные функций у = sin х, у = соs х, у = tg х, у = ах, у = хn (n ∈ N).

2. Основные формулы и теоремы (Арифметика, алгебра и начала анализа)

  • Свойства функции у = kх + b и ее график.
  • Свойства функции у = k/х и ее график.
  • Свойства функции у = ахˆ2 + bх + с и ее график.
  • Формула корней квадратного уравнения. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
  • Свойства числовых неравенств.
  • Логарифм произведения, степени, частного.
  • Определение и свойства функций y = sin х, у = соs х и их графики.
  • Определение и свойства функции у = tg х и ее график.
  • Решение уравнений вида sin х = а, соs х = а, tg х = а.
  • Формулы приведения.
  • Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента.
  • Тригонометрические функции двойного аргумента.
  • Производная суммы двух функций.

 

Программы вступительного испытания для поступающих на базе среднего профессионального образования:

Содержание многих из заданий, предлагаемых на вступительном испытании, ориентировано на специфику той образовательной программы, на которую поступает абитуриент:

Математика в инженерном деле: (04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия; 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.02 Технологические машины и оборудование; 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств; 18.03.01 Химическая технология; 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии; 20.03.01 Техносферная безопасность; 27.03.04 Управление в технических системах; 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности; 29.03.02 Технологии и проектирование текстильных изделий; 29.03.03 Технология полиграфического и упаковочного производства; 29.03.04 Технология художественной обработки материалов; 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности):

- для поступающих на направления подготовки инженерно-технологического профиля в заданиях акцент сделан на такие разделы, как, возрастание и убывание функции; понятие экстремума функции, определение и основные свойства линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций, построение графиков парабол и окружностей; определение производной и ее физический и геометрический смысл, методы решения уравнений различного типа и др.

Прикладная математика: (01.03.02 Прикладная математика и информатика; 09.03.01 Информатика и вычислительная техника; 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 10.03.01 Информационная безопасность):

- для поступающих на направления подготовки, связанные с информатикой и информационными технологиями, в заданиях сделан акцент на такие разделы, как целые и рациональные числа, сравнение рациональных чисел; основные свойства и построение графиков линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций, решение тригонометрических уравнений и неравенств и др.

Экономическая математика: (38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 38.03.06 Торговое дело; 38.03.07 Товароведение; 44.03.04 Профессиональное обучение):

-для поступающих на направления подготовки экономического профиля в заданиях сделан акцент на такие разделы, как линейные уравнения, понятие о равносильных уравнениях, решения систем уравнений, решение неравенств, понятие о равносильных неравенствах, системы неравенств, задачи на составление пропорций логарифмы и их свойства, многочлен с одной переменной, область определения и множество значений функции; график функции, понятие экстремума функции, наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке и др.